133

ЦЕРКВ? ? ПР?ХОДЫ ПРОШЕДШАГО XVIII СТОЛЪТІЯ.

?злагаемъ здѣсь первоначальную исторію церквей и приходовъ прошедшаго XVIII столѣтія, въ предѣлахъ нынѣшней Екатери-нославской Епархіи, по уѣздамъ ея. Нужнымъ считаемъ замѣтитъ при этомъ, что, сверхъ церквей и приходовъ, о коихъ мы гово-римъ здѣсь, въ нынѣшней Екатеринославской Епархіи, въ про-шедшемъ XVIII столѣтіи существовало еще нѣсколько другихъ церквей и приходовъ, какъ, напримѣръ, въ Болыпой Перещепинѣ, нынѣшняго Новомосковскаго уѣзда, въ Комисаровкѣ, Верхнеднѣ-провскаго, въ Ольховой, нынѣ село Успенское, Славяносербскаго, и проч. Во многихъ мѣстныхъ документахъ находимъ ясное ука-заніе на существованіе, въ прошедшемъ столѣтіи, этихъ слободъ съ приходскими церквами. Но такъ какъ доселѣ въ мѣстныхъ архивахъ мы нигдѣ не нашли ни обстоятельныхъ свѣдѣній объ открытіи и образованіи этихъ слободъ, ни письменнаго дѣлопроиз-водства о построеніи церквей въ нихъ; то, до времени, и не из-лагаемъ здѣсь исторіи ихъ.


             1. Екатеринославскій уъздь.

МѢСТЕЧКО НОВЫЙ КАЙДАКЪ

0 мѣстечкѣ Новомъ Кайдакѣ довольно обстоятельныя свѣдѣнія сообщены нами въ особой статьѣ, при изложеніи свѣдѣній объ иконѣ Божіей Матери, находящейся въ Самаровскомъ монастырѣ. Въ допол-неніе къ сказанному, излагаемъ здѣсь то, что найдено нами недавно въ мѣстныхъ архивахъ.

Новый Кайдакъ—мѣстечко весьма древнее въ Запорожьѣ*. Оно съ приходскою церковію существовало уже въ 1650 году. Около 1700   года   начали   селиться   въ   Новомъ   Кайдакѣ   семейныѣ   ка-


134

заки,—народъ запорожскаго Сечеваго казачества, поддан-ные, крѣпостные его. Обыватели Новаго Кайдака были въ самыхъ тѣсныхъ и въ самыхъ близкихъ отношеніяхъ къ запорожскому Кошу и служили для него и для Самарскаго монастыря связую-щимъ, посредствующимъ пунктомъ. При уходѣ казачества изъ Сѣчи въ Алешки, всѣ больные и хилые казаки, со всѣмъ добромъ и имуществомъ казацкимъ, препровождены были заблаговременно, тайкомъ, частію въ Самарскій монастырь, а частію въ Новый Кайдакъ. Старый Кайдакъ былъ въ сторонѣ отъ битаго шляху, отъ главнаго казацкаго тракта, а потому не пользовался такимъ вниманіемъ запорожскаго Коша, какъ Новый Кайдакъ. Около 1750 года, Новый Кайдакъ во всѣхъ бумагахъ именуется уже городомъ паланочнымъ, гдѣ была войсковая Паланка съ пала-ночнымъ полковникомъ, асауломъ, съ войсковою канцеляріею и со всѣмъ паланочнымъ штатомъ; Свято-Николаевская церковь Новаго Кайдака называется соборною, и при ней показывается два священника Никифоръ и Тимофей. Въ 1768 году, по умножившемуся народонаселенію, при Николаевской церкви Новаго Кайдака, было уже четыре служащихъ священника; а въ 1770 году—пять; но и этого числа священнослужащихъ оказалось недостаточно для удов-летворенія духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потребностей умножавшагося народа. Коша запорожскаго атаманъ Калны-шевскій, войсковая старшина и товариство, оффиціальною бу-магою отъ 24 декабря 1771 года за № 3189, просили преосвящен-наго Гавріила, митрополита Кіевскаго, дать имъ, въ мѣстечко Но-вый Кайдакъ, еще одного священника. Бумагу эту помѣщаемъ здѣсь цѣликомъ.

"Сего края, при самыхъ границахъ съ турецкою землею смѣ-жающихся, до самыхъ тѣхъ временъ, отъ дней коихъ настала нынѣ продолжающаяся война, запорожскаго войска разные чины и казаки, многіе обиталищные свои зимовники имѣли. Какъ же оная возслѣдовала и посему въ таковыхъ, при граничныхъ зимовни-кахъ уже опасно имъ стало быть, то тогда, яко и опосля, разновременно, оттуду и изъ другихъ запорожскихъ мѣстъ пере-


135

селившись, въ ближайшихъ отъ рѣки Днѣпра придѣлахъ, наипаче въ Новокодацкихъ, осѣдлости свои взяли такіе, что къ церкви Божіей на молитву ѣздить, для преподаянія требъ христіан-скихъ священниковъ къ требующимъ съ Сѣчи запорожской, по отдаленности, сыскивать неудобно. Употребляющимся же къ тому Новокодацкимъ хотя способно, но всѣмъ имъ, священникамъ прежнимъ четыремъ и недавно Вашимъ ясне въ Богу Высоко-преосвященствомъ хиротонисанному Малышевичу не управно, тѣмъ наипаче, что Новокадацкой повѣтъ, будучи простран-ствомъ не малой, имѣетъ въ себѣ людскіе поселенія и казачіе зимовники отдаленно. ? егда туда часто случается къ преподаянію требъ христіанскихъ, требующимъ бываетъ имъ вдругъ отлучка, то по медлительности ихъ священниковъ, налично при церкви остаючемуся ихъ же сотоварищу, также въ преподаяніи инымъ таковыхъ требъ, паче же въ священнослуженіи временемъ до остановки доходитъ . . . , сіе мѣстечко, имѣючи полковую резиден-цію и по вся часно, на оное съ малой Россіи и изъ другихъ мѣстъ въ Сѣчь запорожскую, а оттолѣ туда переѣзжающихъ, и нарочно по дѣламъ и такъ пріѣзжающихъ разнаго званія чиновъ, промышленниковъ и казаковъ, ежедневнаго продолженія въ цер-квѣ священнослуженія требуетъ. ? потому они священники, на шестую часть къ себѣ въ сотоварищи во священника, аще архи-пастырское Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства бла-гословеніе будетъ, довольное время резиденціи нашей, при войсковой канцеляріи, у письменныхъ дѣлъ, со всякою честностію послужившаго, Кондрата Сѣверскаго избрали, и вообще съ гос-подиномъ полковникомъ, съ старшиною и прихожаны, при вы-борѣ своемъ, къ намъ представили, прося нашего писанія къ Вашему ясне въ Богу Высокопреосвященству, о удостоеніи его таковымъ священническимъ саномъ на шестую часть къ Ново-кодацкой Николаевской церкви. ? мы предсказанные резоны архипастырскому уваженію предая, и почитая необходимую тамо надобность въ шестомъ священникѣ, нижайше Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства просимъ его Кондрата Сѣверскаго


136

во священника, на показанныхъ кондиціяхъ посвятить, и на то ему архипастырскую граммоту дать, милостиво отечески не оставить"....

Духовное Правленіе Старо-кодацкой крестовой Намѣстніи, съ своей стороны, писало о томъ же къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, бумагою отъ 30 декабря 1771 г. за № 101.

"Владѣнія войска запорожскаго низоваго въ мѣстечкѣ Новомъ Кайдакѣ, при Свято-Николаевской церквѣ, священниковъ вна-личности нынѣ пять состоитъ, которымъ хотя въ той ихъ Ново-кодацкой парафіи самымъ въ преподаяніи народу христіан-скихъ требъ въ разсужденіи, что въ той ихъ парафіи, по ревизіи, сто двадцать только дворовъ считается, управиться бы и свободно; но понеже, кромѣ того мѣстечка Нового - Кодаку обывателей, множественнымъ числомъ, онаго жъ запорожскаго войска, старшины и казаки, за случай, который и до нынѣ еще со стороны агарянской продолжается, около онаго же мѣстечка Кодаку, разномѣстно обыталищами своими расположась, во всякихъ нужныхъ случаяхъ, а паче, преподаянія ради больнымъ требъ, реченныхъ же Ново-Кодацкихъ священниковъ въ тѣ свои казачіе зимовники, отъ парафіи ежечастно отзываютъ; потому за выше выраженные резонности, паче же что при томъ, Свято-Николаевскомъ Ново-Кодацкомъ храмѣ и литургія ежедневно отправуема бываетъ, онымъ священникомъ изъ трудности по нѣсколько есть и неуправно; для того Кошъ вой-ска запорожскаго низоваго, во облегченіе тѣхъ, имѣючихся пяти священниковъ, и сего подносителя, при ономъ же низовомъ запорожскомъ войскѣ, послужившаго Кондрата Сѣверскаго, къ рукоположенію въ шестаго настоятельнаго священника къ Вашему ясне въ Богу Высокопреосвященству презентуетъ; въ сходство того, и мы, о его Кондрата Сѣверскаго пріозначенномъ запорожскомъ войскѣ добропорядочной прожилости будучи увѣренны, при томъ, что и навѣрность Ея ?мператорскому Величеству, въ числѣ прот-чихъ войсковой запорожской канцеляріи, канцелярскихъ служи-телей, прошлаго 762 году въ Сѣчевой Свято-Покровской церквѣ онъ Сѣверскій, къ присягѣ приводимъ былъ, совершенную выправу имѣя,   въ   респектъ   Вашего   Высокопреосвященства   всенижайше


137

представляемъ. ? буди въ томъ Ваше Высокопреосвященство, соблаговолите его Сѣверскаго, на шестую часть парафіи въ настоя-тельнаго іерея къ имѣючимся, при Ново-кодацкой Свято-Николаевской церквѣ пяти священникамъ, архипастырскимъ Вашего Высоко-преосвещенства, рукоположеніемъ удостоить всенижайше просимъ". Въ іюнѣ 1773 года, въ мѣстечкѣ Новомъ Кайдакѣ, было уже семь священниковъ: Василій Алексѣевъ 38 л., Артемій ?вановъ 45 л., Феодоръ Фомичъ 36 л., Іоаннъ Быстрицкій 34 л., Стефан Малышевичь 33 л., Кодратъ Сѣверскій 31 года, Евтихій ?вановъ 32 л., діаконовъ три: Стефанъ Коркодило 33 л., Прокофій Бѣличенко 38 л. и Іоаннъ Симеоновъ 26 л.; къ нимъ рукоположенъ еще новый, четвертый діаконъ Симеонъ Никитинскій. На мѣсто умершаго священника Василія Алексѣева, 17 мая 1774 года, рукоположенъ во священника запорожскаго войска полковый стар-шина Стефанъ Черемисъ. Дворовъ приходскихъ было 132. Въ объясненіе сего обстоятельства нужно замѣтить, что на самомъ дѣлѣ, прихожанъ было далеко болѣе показаннаго числа; при томъ же, Ново-Кайдацкій приходъ, подобно прочимъ приходамъ запо-рожскаго края, былъ, въ то время, слишкомъ разсѣянъ и прости-рался на большое разстояніе, отъ 15 до 35 верстъ въ окружности. Вся мѣстность нынѣшняго Екатеринослава входила въ составъ Ново-кайдацкаго прихода; между Старымъ-Кайдакомъ и Ненасы-тецкимъ ретраншаментомъ, съ одной стороны, и между Роман-ковскою—Успенскою и Рождество-Богородичною церковію заднепрянской Камянки (по нынѣшнему села Камянскаго), съ другой стороны, всѣ населенные хутора и зимовники запорожскаго казачества принадлежали къ тому же Ново-кайдацкому приходу. Въ слободѣ Карнауховкѣ приходъ только еще возникалъ и устроялся. Нужно помнить, что запорожскій Кошъ, по своимъ соображеніямъ, находилъ необходимымъ, въ отчетностяхъ, уменьшать число приходскихъ дворовъ въ слободахъ и живу-щихъ въ нихъ обывателей. По учрежденіи Азовской губерніи, командиры и смотрители запорожскихъ слободъ, осмотрѣвъ и повѣ-ривъ, на мѣстѣ по слободамъ, число дворовъ и душъ, нашли и донесли


138

губернской канцеляріи, что число это по всѣмъ слободамъ умень-шено въ вѣдомостяхъ болѣе, чѣмъ на половину противъ дѣйстви-тельной наличности.

Въ началѣ генваря 1777 года, Старо-кайдацкое духовное Правленіе, въ распоряженіяхъ и дѣйствіяхъ своихъ независимое и самостоятельное, относившееся непосредственно къ митрополиту Кіевскому, уничтожено и закрыто и во всемъ подчинено смотрѣнію Самарскаго духовнаго Правленія; духовный дворъ церковныхъ письменныхъ дѣлъ въ Самарчикѣ и прочее имущество Старо-кайдацкаго Намѣстническаго Правленія проданы. На правой сторонѣ Днѣпра открыто новое, особое духовное Правленіе, подъ именемъ Правленія Славянскаго въ Славянской и Херсонской провипціи; резиденція его, впредь до построенія города Славянска съ крѣпостію, назначена въ мѣстечкѣ Новомъ-Кайдакѣ; Новаго-Кайдака священникъ Феодоръ Фомичь 30 генваря 1777 г., произ-веденъ въ протопопа Славянской и Херсонской провинціи; свя-щенники—Стефанъ Малышевичъ и Кодратъ Сѣверскій утвер-ждены членами духовнаго Правленія.

Къ Ново-кайдацкому духовному Правленію, въ 1777 г., принадлежали слѣдующія девять церквей: Николаевская въ Новомъ-Кайдакѣ, Карнауховская святыя Варвары, въ 20-ти вер-стахъ, Камянская, Рождества Пресвятыя Богородицы, въ 30-ти верстахъ, Старо-кайдацкая, Архангела Михаила, въ 20-ти верстахъ, слободы Волошской Преображенская, строющаяся, въ 27-ми верстахъ, мѣстечка Покровска, Покровская, въ 145-ти верстахъ, мѣстечка Никитина (Никополя), Покровская, въ 115-ти верстахъ и поселенія Омеловаго, Михайловская, въ 271 верстѣ.

Въ предѣлы Славянскаго духовнаго Правленія, (въ Новомъ Кайдакѣ) Славенской епархіи, 1778 года входили между прочимъ Кинбургскій деташаментъ* съ значительнымъ числомъ право-славнаго русскаго войска, крайне нуждавшагося въ церкви и въ священникѣ, Збуривскій ретраншаментъ съ деревянною на каменномъ фундаментѣ церковію Пресвятыя Тройцы, съ командами православныхъ албанцевъ и арнаутовъ, малороссіянъ и промыш-


139

ленниковъ русской націи; церковь устроена здѣсь самочинно, безъ вѣдома и благословенія архіерейскаго, но послѣ освящена членомъ Славянскаго духовнаго Правленія, священникомъ Стефа-номъ Малышевичемъ.

Съ 1780 года для города Новаго Кайдака начался новый, лучшій періодъ достославнаго существованія его. Время показало, что выборъ мѣста для города Екатеринослава 1-го сдѣланъ весьма неудачно. Низьменная мѣстность города Екатеринослава 1-го, при устьѣ Самары, при впаденіи ея въ Днѣпръ, тяжело и гибельно отзывалась для обывателей города въ гигіеническомъ и въ эконо-мически-хозяйственномъ отношеніяхъ. "Князь Потемкинъ рѣшилъ перенесть и устроить городъ Екатеринославъ на правой сторонѣ Днѣпра, въ слободѣ Половицѣ, на прекрасной возвышенной рав-нинѣ, и при томъ такъ, чтобы, съ одной стороны, Старый Кайдакъ, а съ другой, Новый Кайдакъ для Екатеринослава были предгра-діями, форштатами города". Первоначально одни слухи объ этомъ влекли народъ на жительство въ Новый Кайдакъ; когда же, по переводѣ Черткова правителемъ намѣстничества Воронежско-Харьковскаго, по распоряженію высшаго начальства, въ г. Екате-ринославѣ 1-мъ пріостановлены и прекращены были всѣ дѣла по работамъ казеннымъ и общественнымъ,—городъ Новый Кайдакъ сдѣлался центромъ народнаго прибѣжища: купцы и мѣщане, рабочіе и мастеровые,—всѣ, разновременно, перешли въ Новый Кайдакъ; наконецъ, по формальномъ переименованіи слободы Половицы губернским городомъ Екатеринославомъ, и вся адми-нистрація, военная и гражданская, въ ожиданіи построенія города и для наблюденій за работами по устройству всѣхъ казенныхъ и общественныхъ зданій въ городѣ, помѣщена была временно въ Новомъ Кайдакѣ*. Въ это время Новый Кайдакъ чрезвычай-но увеличился народонаселеніемъ, оживился торговлею и про-мышленностію, преобразовался и измѣнился во всемъ къ лучшему. Во многихъ мѣстныхъ бумагахъ, даже оффиціальныхъ, въ это время, особенно въ 1787—1791 г.г., Новый Кайдакъ имено-вался — Екатеринославомъ.


140

Такъ подъ вліяніемъ текущихъ событій, Новокайдакской Свято-Николаевской церкви церковный причтъ и прихожане, — воевода, маіоръ ?ванъ Ластухинъ, воеводскій товарищъ князь ?ванъ Ман-веловъ, городничій отставной полковой эсаулъ ?лья Шанченко, ктиторъ Семенъ Бардадимъ, отставной полковой эсаулъ Григорій Красовскій и другіе, отъ лица всего общества, формальною бума-гою, въ апрѣлѣ 1780 года, просили у преосвященнаго Никифора разрѣшенія и благословенія "по необходимой надобности связать въ церкви олтарный притворъ новыми подвалинами, поелику ста-рыя уже сгнили, а также подвысить и увеличить нѣсколько пре-столъ". По полученіи разрѣшенія, немедленно исправили, обно-вили и украсили церковь. Тѣже лица отъ 4-го апрѣля того же 1780 года представили преосвященному Никифору другое прошеніе, въ коемъ писали: "Мы, подъ симъ именованные, нужнымъ предви-димъ состроить церковъ при Новыхъ Кайдакахъ на кладбищномъ мѣстѣ, для достодолжнаго принесенія Всевышнему жертвы о умершихъ, тамо погребаемыхъ, и для служенія во время велико-постное, въ разсужденіи малолѣтнихъ и маломощныхъ, ранней службы, на построеніе которой церкви заготовили уже часть дерева, и есть въ готовности на то денегъ триста рублей. 0 чемъ вашему высокопреосвященству донося, нижайше просимъ о со-строеніи той церкви во имя Сошествія Святаго Духа дать ваше архипастырское благословеніе; сосуды жъ и прочія потребы, нуж-ныя къ той церкви, есть достаточны въ здѣшней приходской церкви". По сему прошенію преосвященный Никифоръ 9 апрѣля 1780 г. въ резолюцію написалъ: "Ежели отведено для кладбища мѣсто въ разстояніи отъ жилья указами предписанномъ, и ника-кого въ построеніи церкви не будетъ препятствія; то и заложить, на что и грамоту, изготовя, намъ представить къ подписанію; а Правленію указомъ предписать прислать мнѣніе, какъ оной церкви быть и кому препоручить оную". 11-го того же апрѣля 1780 года грамота храмозданная на заложеніе новой церкви и консисторскій указъ о семъ вручены ктитору Семену Бардадиму для доставленія въ Славянское духовное Правленіе въ Новомъ Кайдакѣ. По силѣ кон-


141

систорскаго указа и на основаніи благословительной храмозданной грамоты, сдѣлавши необходимыя распоряженія, по взаимномъ со-глашеніи съ мѣстною администраціею, съ земскими чиновниками и съ представителями общества, Славянскаго Повитья уѣздный Новокайдакскій протоіерей Феодоръ Фомичъ 6-го сентября 1780 года въ городѣ Новомъ Кайдакѣ, на кладбищѣ, освятилъ со-борнѣ, по церковному чиноположенію, мѣсто подъ новую церковь во имя Сошествія Святаго Духа, положилъ закладку на сооруженіе оной и на мѣстѣ производства работъ водрузилъ крестъ. ?збранный земскими пачальниками и всемъ обществомъ, Новокайдакской Николаевской церкви священникъ Кодратъ Сѣ-верскій Славянскимъ духовнымъ Правленіемъ утвержденъ въ званіи строителя и попечителя сей новой церкви.

15-го февраля 1782 года города Новаго Кайдака земское начальство и все общество представили преосвященному Никифору прошеніе, въ коемъ писали: "По представленному отъ насъ обще съ духовенствомъ къ вашему высокопреосвященству въ прошломъ 780 году доношенію и по данной отъ вашего преосвященства то-гожъ года апрѣля 11-го числа благословительной грамотѣ, въ семъ городѣ на кладбищномъ мѣстѣ церковь во имя Сошествія Святаго Духа тогожъ года сентября 6-го числа протопопомъ Феодоромъ Фомичемъ соборнѣ заложена, и такъ какъ она возводима была съ общаго подаянія, то къ скорѣйшему ея совершенію нами избранъ въ строителя Новокайдакской церкви іерей Кодратъ Сѣверскій, усерднымъ котораго и многотруднымъ стараніемъ и помощью отъ него подаянія, она уже гораздо прежде наступленія нынѣшнія святыя четыредесятницы совсѣмъ постройкою окончена, ико-ностасомъ и всѣми принадлежащими къ священнослуженію по-требами изготовлена; о должномъ же ея освященіи къ учиненію вашему преосвященству представленія хотя нами неоднократно докладывано было Славянскаго духовнаго Правленія протопопу Фомичу, такъ какъ и указъ Славенской духовной консисторіи въ то Правленіе послѣдовалъ съ требованіемъ мнѣнія, какъ оной церкви быть и кому препоручить оную; но оный протопопъ Фо-


142

мичъ, будучи и самъ Новокадакской церкви настоятель, якобы ко изобрѣтенію указано требуемаго мнѣнія, кому сію церковь пре-поручить, занимался въ томъ своими медленными замыслами самъ донынѣ, оставляя оную церковь безъ ходатайства къ освященію,

въ чувствительную нашу обиду и огорченіе         рѣшились мы о

семъ вашему преосвященству представить нашу нижайшую просьбу ко учиненію вновь построенной церкви во всемъ должнаго сви-дѣтельства и къ освященію ея опредѣлить и прислать мимо его протопопа Фомича кого заблагоразсудить изволите; къ хозяйству, по ея приходамъ и расходамъ, оставить ее въ препорученности навсегдажъ, по выбору нашему, у реченнаго Новокайдакской церкви іерея Кодрата Сѣверскаго, яко къ тому надежнаго". По разсмотрѣніи всѣхъ бумагъ, относящихся къ сему дѣлу, пре-освященный Никифоръ 21 февраля 1782 года въ резолюцію напи-салъ: "Буди новоустроенная кладбищная церковь въ готовности, то оную освятить Сокольскаго преображенскаго монастыря игу-мену ?ринарху, на что грамоту и святый антиминсъ, изготовя, представить намъ къ подписанію; оной же церкви состоять на основаніи указовъ о кладбищныхъ церквахъ, при коей ктиторамъ быть особымъ, коимъ прихдда той церкви наблюдать и въ расходъ оной же кладбищной церкви употреблять въ согласіе указовъ, а въ случаѣ необходимой нужды въ какой либо церкви, одна другой должны чинить вспомоществованіе, съ согласія священниковъ и ктиторовъ; а священнослуженіе имѣть въ оной церкви протопопу и священникамъ Новокайдакскимъ поочередно, и о томъ изъ консисторіи въ Славянское духовное Правленіе послать указъ". На основаніи сего распоряженія, Сокольскаго преображенскаго мо-настыря игуменъ ?ринархъ Рудановскій, прибывъ въ г, Новый Кайдакъ, освидѣтельствовалъ новоустроенную въ городѣ, на клад-бищѣ, Свято-Духовскую церковь и нашедши ее оконченною постройками и готовою къ освященію, соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, 14 апрѣля 1782 года освятилъ ново-устроенную Свято-Духовскую церковь и открылъ ее къ богослу-женію и священнодѣйствію.


143

15 сентября 1784 года города новаго Кайдака Свято-Нико-лаевской церкви священство, ктиторы и прихожане представили преосвященному Никифору прошеніе, въ коемъ писали: "Вознамѣ-рились мы, по благословенію вашего преосвященства, при церкви Соборной Свято-Николаевской Новокайдакской, съ лѣвой сто-роны, пристроить въ придѣлѣ, по приличеству церкви, храмъ Богоявленія Господня, на что уже какъ подвалины, такъ и вся деревня (лѣсъ) съ хорошимъ достаткомъ къ тому созиданію изго-товлены. Для того вашего Преосвященства всепокорнѣйше про-симъ на заложеніе онаго храма архипастырскимъ благословеніемъ и выдачею грамоты насъ не оставить". По сему прошенію, 21-го сентября 1784 г. состоялось разрѣшеніе устроить придѣльный храмъ. 23 сентября 1784 г. выдана была храмозданная грамота; а репортомъ отъ 28 апрѣля 1785 г. Екатеринославскій протопопъ Феодоръ Фомичъ донесъ преосвященному Никифору, что "въ силу данной отъ его преосвященства благословительной грамоты, имъ Фомичемъ, въ городе Екатеринославе, при соборной Николаев-ской церкви придѣлъ съ лѣвой стороны во именованіе Богоявле-нія Господня 27 апрѣля, по чиноположенію церковному соборнѣ заложенъ.

Въ іюнѣ мѣсяцѣ 1787 г. Екатеринославскій (т. е. Новокай-дакскій) городничій Василій Шостакъ, уѣзднаго Суда засѣдатель, коллежскій ассессоръ ?ванъ Бѣльченко, уѣздный Судья Борисъ Нечаевъ, Екатеринославскаго Нижняго Земскаго Суда дворянскій засѣдатель,поручикъ Степанъ Пугачевскій и др., отъ лица всего Новокайдакскаго общества, въ прошеніи писали преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Въ прошломъ 1781 году, за позволеніемъ и благословеніемъ предмѣстника вашего преосвященства, Никифора, архіепископа Славенскаго, отстроено общимъ нашимъ коштомъ, а болѣе вспоможеніемъ суммы и трудами Новокайдакской Николаевской церкви іерея Кодрата Сѣверскаго, при здѣшнемъ городѣ на кладбищномъ мѣстѣ церковь во имя Сошествія Святаго Духа; сей же доброхотный строитель, находясь при оной съ са-маго ея начала, украсилъ оную отличнымъ строеніемъ и снабдилъ


144

наилучшими церковными утварьми; и какъ нынѣ оная церковь во кругъ застроена жилыми домами и кладбищное мѣсто слѣдуетъ взять внѣ жилья, то мы, желая оную церковь имѣть приходскою, а реченнаго іерея Кодрата Сѣверскаго при ней приходскимъ на-стоятелемъ, вашего преосвященства симъ покорнѣйше просимъ о превращеніи сей церкви въ приходскую и о благословеніи при ней, согласно желанію нашему, остаться на третьей дворовъ части оному священнику Сѣверскому цѣлопарахіальнымъ настоятелемъ учи-нить архипастырское милостивое разсмотрѣніе". Согласно сему прошенію, преосвященный Амвросій резолюціею отъ 10 іюня 1787 года дозволилъ Свято-Духовскую кладбищную въ городѣ Новомъ Кайдакѣ церковь обратить въ приходскую, а для того изъ дворовъ, состоящихъ въ городѣ, приписать к ней третію часть, исполненіе чего велѣлъ поручить Новомосковскому протоіерею Хандалѣеву; а объ отведеніи подъ кладбище земли, удаленной отъ города, приказаль сообщить куда слѣдуетъ. Протоіерей Хан-далѣевъ резолюцію эту, по всѣмъ пунктамъ ея, привелъ въ над-лежащее исполненіе.

Репортомъ отъ 28 августа 1790 года Екатеринославское ду-ховное Правленіе представляло преосвященному Амвросію: "Сего августа 28 дня Свято-Николаевской Новокайдакской церкви священники Іоаннъ Быстрицкій и Гавріилъ Шепетковскій, ктиторы и прихожане поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописывая, по благословенію де бывшаго преосвященнаго Никифора Сла-венскаго и Херсонскаго, за жизни еще умершаго протоіерея Феодо-ра Фомича, заложена при той Свято-Николаевской Новокайдак-ской церкви, съ лѣвой стороны, церковь въ двухъ придѣлахъ во именованіе Богоявленія Господня, на строеніе которой уже издер-жано до двухъ сотъ двадцати рублей, кромѣ съѣстныхъ припасовъ; но въ теченіи семилѣтняго оной строенія, по неимѣнію довольнаго капитала и по бѣдности прихожанъ, и понынѣ неокончена; сверхъ же сего, ежели оную приводить въ совершенное достройкою и сдѣланніемъ иконостаса окончаніе, то въ Николаевской церкви, къ которой сіи придѣлы пристроены, надобно прорубивать двѣ


145

стѣны; но какъ сія Николаевская церковь уже ветхая и требуетъ немалой подчинки и если для тѣхъ придѣловъ прорубивать стѣны, то неминуемо подвержена будетъ паденію; а по сему всѣ они обще, хотя бывшій протоіерей Фомичъ, еще за жизни, ихъ и принуждалъ въ той Николаевской церкви рубить стѣны, но опасаясь, дабы оная не упала во избѣжаніе могущаго быть имъ чрезъ то немалаго убытка, къ достроенію оныхъ предѣловъ и къ прорубленію стѣнъ тогда не приступили и нынѣ къ тому присту-пить не смѣютъ; нынѣже тѣ придѣлы желающіе сыскиваются купить,—просятъ, не повелѣно ль будетъ тѣ придѣлы, въ разсуж-деніи вышеписанныхъ обстоятельствъ, желающимъ за сходную цѣ-ну продать и вырученными за оные деньгами старую Николаевскую церковь починкою поисправить вашему преосвященству взнесть представленіе; для того вашему преосвященству Екатеринославское духовное Правленіе на благоразсмотрѣніе представляетъ и проситъ о позволеніи тѣ придѣлы желающимъ за сходную цѣну продать вашего архипастырскаго благословенія". По сему репорту преосвящен-ный Амвросій резолЬціею отъ 27 сентября 1790 года разрѣшилъ продать пристроенный, но недоконченный придѣльный храмъ. Духовенство, ктиторы и прихожане Свято-Николаевской Ново-кайдакской церкви 2 іюня 1792 года представили преосвященному Амвросію прошеніе, въ коемъ писали: "Находящаяся въ Новыхъ Кайдакахъ Свято-Николаевская соборная церковь, по давнему состроенію своему, пришла въ ветхость и слабость крайнюю столько, что во время дождей и таянія снѣга во многихъ мѣстахъ олтаря и ея средины сквозь частыя разсѣлины пропущаетъ великую мокроту, и отъ примѣтнаго осѣданія ея не только иконостасъ стѣсненъ, но и нѣкія части онаго верхнія и нижнія повреждены. Мы опасаясь, дабы она въ продолженіи времени и болѣе ослабѣвъ, совсѣмъ не разрушилась, за долгъ сочли взять неотложное стараніе о состроеніи новыя церкви, съ прибавленіемъ втораго придѣльнаго храма; и какъ въ казнѣ церковной немного состоитъ въ наличіи суммы, да и нестолько въ настоящія времена здѣшніе люди, по причинѣ оскудѣнія ихъ, на надобности церковныя бываютъ подат-


146

ливы, полагаемъ оную церковь строить изъ способныхъ крѣпшихъ деревъ сей же старой церкви, по разобраніи ея, довольно могу-щихъ сыскаться, прибавивъ при томъ меньшую или большую часть, буде надобность потребуетъ, новаго лѣса, а буди чрезъ прибавленіе къ ветхимъ новыхъ частей усмотрится какое неблагообразіе церкви, какъ для сего, такъ и чтобъ предохранить самое дерево отъ скоро-временнаго согнитія, можно будетъ навесть внутренность и внѣш-ность ея пристойною краскою. Для чего благопочтенно донося о томъ вашему высокопреосвященству, всенижайше просимъ оную Свято-Николаевскую старую церковь разобрать, а на мѣсто ея тамъ же состроить новую, съ прибавленіемъ втораго придѣла—храма во именованіе рождества честнаго славнаго пророка, предтечи и Крестителя Господня Іоанна, до выстроеніяжъ оной имѣть священ-нослуженіе въ тамошней приходской Свято-Духовской церкви дозволить, и о семъ учинить милостивое архипастырское благо-словеніе". По сему прошенію преосвященный Амвросій резолюціею отъ 23-го іюля 1792 года дозволилъ перестроить и обновить Новокай-дакскую Свято-Николаевскую церковь, съ пристройкою къ ней придѣла. Но работы эти, по полученіи указа, отложены были до другаго, болѣе благопріятнаго времени.

Представленіемъ отъ 22-го августа 1793 года Екатеринослав-ское духовное Правленіе доносило преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Сего августа 22-го дня Свято-Духовской Новокайдакской церкви священникъ Кодратъ Сѣвер-скій поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ прописывая, по благословенію де покойнаго преосвященнаго Амвросія наченшаяся при вышеписанной Духовской церкви вновь, въ память умершаго главнаго кригсъ-коммиссаріата г. оберъ-провіантмейстера Михаила Мартиновскаго церковь во именованіе святаго мученика и исповѣд-ника, князя Михаила, коштомъ и стареніемъ священника Сѣверскаго совсѣмъ во окончаніе приведена, иконостасъ написанный поставленъ и всѣми нужными церковными сосудами, облаченіями и книгами снабдѣна и въ церковнослуженіи нималѣйшей остановки быть не можетъ, — проситъ о испрошеніи въ оную святаго антиминса и о


147

освященіи оной учинить вашему высокопреосвященству отъ сего Правленія представленіе. По освидѣтельствованіи симъ Правле-ніемъ, оная Михайловская церковь оказалась, дѣйствительно, ска-заннаго господина оберъ-провіантмейстера Мартиновскаго кош-томъ и стараніемъ просителя, священника Сѣверскаго, постройкою окончена, иконостасъ написанный поставленъ, церковные сосуды, облаченія и книги имѣются, и во отправленіи въ ней богослуженія никакой остановки не будетъ. Для того вашему высокопреосвя-щенству Екатеринославское духовное Правленіе на архипастырское благоусмотрѣніе почтеннѣйше представляя, проситъ въ показан-ную церковь святый антиминсъ милостивѣйше не оставить выдать и о освященіи оной, кому слѣдуетъ, датъ ваше архипастырское повелѣніе". По сему представленію преосвященный Гавріилъ, резолюціею отъ 9-го сентября 1793 года, благословилъ протоіерею Іоанну Станиславскому освятить новопристроенный къ Свято-Духовской церкви придѣльный храмъ во имя святаго мученика Михаила, князя Черниговскаго, и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 9-го того же сентября изъ консисторіи от-правленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 25-го сентября того же 1793 года протоіерей Станиславскій собор-нѣ, по надлежащему церковному чиноположенію въ городѣ Новомъ Кайдакѣ освятилъ новосооруженный придѣльный храмъ и открылъ въ немъ богослуженіе и священнодѣйствіе.

Въ 1771 году Новокайдакской Паланки полковникъ Степанъ Блакитный въ Свято-Николаевскую соборную Новокайдакскую цер-ковь пожертвовалъ тысячу турецкихъ червонцевъ—лиръ, въ подмогу обществу на содержаніе церковной школы и шпиталя при ней.

В 1801 году прихожане Новокайдакской свято-Николаевской церкви, съ разрѣшенія и благословенія преосвященнаго Афанасія, рѣшились исправить и обновить свою церковь. Приступивъ къ дѣлу, разобравъ верхъ и половину церкви, ясно увидѣли, что храмъ ихъ во всемъ корпусѣ и во всѣхъ частяхъ своихъ совер-шенно устарѣлъ и обетшалъ; дерево сгнило и къ дальнѣй-шему употребленію рѣшительно не годилось. Въ это время рас-


148

поряженіемъ Правительства строго воспрещено было строить но-выя церкви деревянныя. Послѣ долгихъ споровъ и пререканій, послѣ разныхъ недоумѣній и колебаній, Новокайдакское общество согласилось, наконецъ, на другомъ удобнѣйшемъ мѣстѣ устроить свято-Николаевскую церковь вновь каменнымъ зданіемъ. Епархі-альное Начальство разрѣшило произвесть эту постройку. 25 ав-густа 1804 года выдана благословительная храмозданная грамота на закладку каменной церкви; а 23 іюня 1807 года Екатерино-славскаго уѣзда благочинный, протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ Новомъ Кайдакѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положить заклад-ку на сооруженіе оной и на мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи