190

СЕЛО КАРНАУХОВКА.

Карнаухова—одно изъ древнихъ поселеній запорожскаго каза-чества*. Въ 1737 году въ мѣстностяхъ нынѣшняго села Карнауховки существовалъ богатый, со многими землянками, зимовникъ казака Семена Карнауха, принадлежавшій къ приходу Новокайдакскому. 1762 года осажено, устроено здѣсь нѣсколько домовъ семейнаго казачества; въ годину лихолетья (1768 и 1769 г. г.), въ тревожное время агарянскаго нападенія на запорожье, въ спискахъ Камянскаго прихода находимъ цѣлую, довольно многолюдную, слободу Карнауховку.

Во время грознаго и губительнаго посѣщенія Божія, при открывшейся повсюду въ запорожьѣ заразительной и опасной болѣзни - моровой язвы (1771 —1772 г. г.), когда народъ въ смятеніи духа, для спасенія себя отъ внезапной и наглой смерти, вездѣ прибѣгалъ къ небесной помощи и усердно молился, въ иномъ мѣстѣ, какъ, напр., въ Ростовѣ, святому великомученику Харлампію, въ другомъ—св. великомученицѣ Варварѣ,—жители слободы Карнауховки, по внушенію монаха, благоразумнаго ?вана Кайдаша `), устроили у себя икону св. великомученицы Варвары, деннонощно молились Ей и просили Ея небесной помощи. Силою живой вѣры и крѣпкой молитвы, по ходатайству св. великому-ченицы Варвары, спасенные отъ наглой и внезапной смерти, Карнауховцы возымѣли искреннее желаніе и дали твердый обѣтъ

`) Монахъ ?ванъ Кайдашъ былъ послушникъ и келейникъ отшельника, высо-каго подвижника и молитвенника, монаха Феодосія, пришедшаго, сказано въ мона-стырскихъ записяхъ, въ Самару изъ Виноградскаго заграничнаго монастыря и посе-лившагося въ скитку, въ монастырскомъ Самарскомъ лѣсу. Монаха Феодосія, какъ высокаго подвижника и молитвенника, зналъ весь край запорожскій. Для духовныхъ собесѣдованій, для испрошенія благословенія и святыхъ молитвъ, къ монаху Феодосію нерѣдко пріѣзжали, между прочимъ, Азовскій губернаторъ Чертковъ и Молдавскаго гусарскаго полка подполковникъ Григорій Варлаамовичъ Булацель. Монахъ Феодосій, вмѣстѣ съ лейбъ- компаніи священникомъ Кирилломъ Тарловскимъ, принималъ живое участіе въ заселеніи народномъ Самарскіхъ степей и въ построеніи церквей въ запорожьѣ вообще.


191

устроить у себя, съ слободѣ, церковь во имя св. великомученицы Варвары. По прошествіи тяжкой и злосчастной годины, подъ живымъ впечатлѣніемъ событія, они немедленно просили о семъ Кошъ запорожскій и Старокайдакское духовное Правленіе. Во удовлетвореніе просьбы жителей слободы Карнауховки, Коша запорожскаго атаманъ Калнышевскій войсковая старшина и товариство, оффиціальною бумагою отъ 18 апрѣля 1773 года за № 397-мъ, писали къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому: "Въ вольностяхъ войска запорожскаго низоваго, въ селѣ Карнауховкѣ обитающіе женатые казаки представили въ Кошъ, что въ ономъ селѣ имѣется дворовъ пятьдесятъ три, и по отда-ленности жительства ихъ отъ церквей, въ Новомъ Кайдакѣ и селѣ Камянскомъ имѣющихся, въ преподаяніи новораждающимся младенцамъ и больнымъ христіанскихъ требг, узнаютъ, наипаче въ разливѣ весною воды, немалую нужду. По чему возымѣли желаніе въ томъ селѣ сооружить церковь во имя св. велико-мученицы Варвары, и просили о учиненіи на то Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства архипастырскаго благословенія отъ насъ писанія. А какъ и по знанію нашему, что тѣ въ Карнауховкѣ поселившіеся казаки женатые, въ разсужденіи отдаленности отъ жительства церквей, въ преподаяніи христіанскихъ требъ узнаютъ нужду, тамо церкви быть надобно, и пристойно по числу дво-ровому; для того Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства покорнѣйше просимъ въ показанномъ селѣ Карнауховкѣ во имя св. великомученицы Варвары церковь сооружить, а по сооруженіи оной, о освященіи къ священнослуженію архипастырское Вашего ясне въ Богу Высокопреосвященства благословеніе препослать ч насъ милостивымъ писаніемъ не оставить"....

По сему презенту выдана была святительская благослови-тельская грамота на сооруженіе церкви въ слободѣ Карнауховкѣ; 18-го августа 1773 года освящено мѣсто подъ церковь и совершена закладка оной.

По другому новому презенту Коша запорожскаго и по допо-шенію духовнаго Правленія Старокайдакской Крестовой Намѣстніи,


192

куреня Каневскаго казакъ Василій Трофимовъ Удовицкій 4-го декабря 1773 года рукоположенъ во священника зъ слободу Карнауховку къ новостроющейся Варваринской церкви, а 15-го іюня 1774 года другой казакъ Іеремія Леонтовичъ рукоположенъ сюда же во втораго священника.

Духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи доношеніемъ, отъ 20-го ноября 1774 г. за № 123, писало къ преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому: "церковь храма св. великомученицы Варвары, которая войсковыхъ запорож-скихъ вольностей, въ селѣ Карнауховкѣ, по силѣ данной изъ митрополитанской Вашего преосвященства кафедры благосло-вительной грамоты, истекшаго 1773 года августа 18-го дня къ сооруженію по чину церковному и закладывана, издѣлкою въ совершенной порядокъ уже приведена, престолъ и жертвенникъ въ мѣру указную чинно устроенны, иконостасъ и другіе потреб-ности въ своемъ уже порядкѣ,«да и прочій ко освященію прили-чествующій матеріалъ совсѣмъ изготовленъ. Для того мы нижайшіе указную справку, что въ томъ селѣ Карнауховкѣ, по изревизованіи теперь съ наличности дворовъ пятьдесятъ два, а въ нихъ мужеска пола двѣсти тридцать два человѣка, а женска двѣстѣ сорокъ одна душа имѣются, подателемъ сего тояжъ Карнауховской церкви священникомъ Василіемъ Удовицкимъ Вашему Преосвященству всенижайше представляя, многомощное Ваше архипастырское на освященіе сей церкви благословеніе съ выдачею священнаго анти-минса, препослать всепокорнѣйше просимъ; сколькожъ церков-ныхъ аппаратовъ и прочего всего при сей церкви уже заготовлено, всему тому аккуратно сочиненную опись въ благоразсмотрѣніе представляемъ".

На основаніи сего донесенія, дано святительское благословеніе на освященіе новоустроенной въ Карнауховкѣ церкви; и 29 марта 1775 года торжественно, при многолюдномъ стеченіи народа, совершено освященіе ея.


193

СЛОБОДА ВОЛОШСКАЯ-ВОЛОШСКІЕ ХУТОРА.

0 слободѣ Волошской, Екатеринославскаго уѣзда въ 18 вер-стахъ отъ Екатеринослава, многолюдной и съ населеніемъ зажи-точнымъ, мы имѣемъ подъ руками довольно обстоятельныя, вѣр-ныя историческія свѣдѣнія*. ?злагаемъ ихъ здѣсь въ порядкѣ, сообразно существу и ходу дѣла.

7-го генваря 1772 года духовное Правленіе Старокайдакской Крестовой Намѣстніи доношеніемъ представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Кіевскому, что "хотя въ мѣстечкѣ Старомъ Кайдакѣ есть три священника—Тимофей, Вукула и Стефанъ: но какъ при ономъ мѣстечкѣ, подъ нынѣшнюю экстру, для лучшей предосторожности и сбереженія ради себя отъ непріятельскихъ нападеній поселились хуторами и зимовниками многіе казаки изъ разныхъ мѣстъ, да и Волохи, запорожскою партіею въ грани-цахъ Оттоманской Порты прошлаго 1770 года полоне-нные изъ-подъ Очакова при томъ же местечке множестве-ниымъ числомъ поселены; то прихожане Старокайдакскіе крайне нуждаются еще въ одномъ священникѣ"; а потому духовное Правленіе просило преосвященнаго митрополита—Старокай-дакскаго діакона Василія Чухрая рукоположить въ четвертаго священника. Въ силу сей просьбы преосвященнымъ митропо-литомъ, діаконъ Василій въ Гамалѣевскомъ монастырѣ (нынѣ Черниговской епархіи) рукоположенъ во священника къ Архангело-Михайловской церкви мѣстечка Стараго Кайдака, а на его мѣсто, по презенту Коша, казакъ Павелъ Порошенко рукоположенъ во діакона.

Ясно, что, въ качествѣ плѣнниковъ, переведенные въ запо-рожскій край и по распоряженію Коша поселенные на р. Сурѣ, въ мѣстности богатой и плодородной, съ тѣмъ единственнымъ и не-премѣннымъ условіемъ, чтобы здѣсь заниматься землепашествомъ и огородничествомъ, пахать землю, сѣять рожь и разводить овощи, Волохи по своимъ духовнымъ нуждамъ принадлежали первоначально

7.    55


194

къ приходу Старокайдакскому. ?мѣя у себя священникомъ, духов-нымъ отцемъ и руководителемъ, ?саака Бица, человѣка своей націи, пришедшаго сюда вмѣстѣ съ ними, Волохи сначала терпѣ-ливо сносили недостатокъ у себя приходской церкви: Бицъ, въ предѣлахъ возможности, находилъ всѣ средства и принималъ всѣ мѣры къ удовлетворенію духовныхъ нуждъ и религіозныхъ потреб-ностей своей паствы. Но въ началѣ 1776 года старикъ Бицъ забо-лѣлъ; престарѣлый, больной и разслабленный онъ убѣждалъ своихъ прихожанъ позаботиться о постройкѣ, въ слободѣ, своей церкви. По его совѣту и настоянію, Волохи рѣшились начать дѣло о сооруженіи приходскаго храма.

Старокайдакское Намѣстническое духовное Правленіе доноше-ніемъ отъ 20-го декабря 1776 года за № 166 представляло преосвя-щенному Евгенію, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "истекшаго сентября отъ 26-го числа, сего 1776 года жительст-вующіе въ Новороссійской губерніи, при устьѣ рѣки Суры слободою Волохи, атаманъ Кирило Дамаскинъ, ктиторъ Василій Памфиловичъ и обыватели — Матвей Дринецъ, Василь Цуканъ и Кирило Бутанъ съ товарищи, поданнымъ въ духовное Старокай-дацкой Намѣстніи Правленіе доношеніемъ представляютъ, понеже де они, по неимѣнію въ той ихъ слободѣ церкви и парохіальнаго священника, въ полученіи, по долгу христіанства, надлежащихъ требъ узнаваютъ непосредственную нужду, того ради оные, о сооруженіи тамъ церкви, во именованіе Преображенія Господня, намѣреніе избрали; а дабы до сооруженія той церкви дальше уже у нихъ какъ раждающіеся, такъ и престарѣлые подлежимостей (потребностей), по христіанству лишаться не могли, да и въ сооруженіи намѣренной церкви зрѣлѣйшій бы порядокъ предводительствомъ священника производиться моглъ, просятъ о рукоположеніи въ парохіальнаго имъ священника, находящагося теперь при Старокодацкой Свято-Михайловской церквѣ, діакона Павла Порохова,—отъ духовнаго Ста-рокодацкой Намѣстніи Правленія къ Вашему Преосвященству взнесть представленіе; но какъ духовное Старокодацкой Намѣстніи Прав-леніе о томъ, сколько въ оной  слободѣ  вналичности  поселеній,


195

а въ тѣхъ поселеніяхъ, сколько мужеска, и сколько женска пола душъ имѣется, при томъ будетъ-ли внихъ сооружена церковь и чьимъ коштомъ,—точнаго свѣдѣнія имѣть немогло; потому, обо всемъ вышеписанномъ изъ Славянской провинціальной канцеляріи (которой въ вѣдомствѣ и вышеписанная Волошская слобода состоитъ) чрезъ сообщеніе отъ духовнаго Старокодацкой Намѣ-стніи Правленія отправленное, требовано точнаго свѣдѣнія; поче-му Славянская провинціальная канцелярія присланнымъ сего теченія въ 18 день извѣстіемъ и освѣдомляетъ, что де въ вѣдомости Славянскаго уѣзда государственныхъ селеній, отъ смотрителя адъютанта Тиховскаго присланной, въ слободѣ Волошской, дворовъ двѣстѣ двадесять одинъ, да бездворныхъ хатъ два десять три показано, а внихъ мужеска шестьсотъ пятьдесятъ, да женска пола шестьсотъ четырнадесятъ, обоего тысяча двѣстѣ шестьдесятъ четыре души имѣется, а священникъ де, волошинъ ?саакъ Биц, въ той слободѣ проживавшій и надсматривавшій въ надобностяхъ, что принадлежало до характера священника, тѣхъ волоховъ, истекшаго ноября 18 числа умре, и потому де въ разсужденіи толикаго числа душъ въ священникѣ и въ сооруженіи церкви, конечная предвидится надобность. На постройку де которой церк-ви, объ отпускѣ имѣючегося въ селѣ Романковомъ отписнаго казеннаго лѣсу, трехъ сотъ сосновыхъ колодъ въ Новороссійскую губернскую канцелярію, изъ Славянской провинціальной канцеля-ріи и представлено, да и денегъ вышъ писанной же Волошской слободы, ктиторами, отъ доброхотовъ на сооруженіе церкви испрошенныхъ до ста рублей въ собраніи уже имѣется. ? дабы де дальше оные волохи безъ священника и безъ церкви не оставились, требуетъ оная Славянская провинціальная канцелярія отъ духов-наго Старокодацкаго Правленія, о всѣхъ вышъ выраженныхъ об-стоятельствахъ къ Вашему Преосвященству представленія; вслѣдствіи чего, о вышеписанномъ Вашему Преосвященству всенижайше докла-дывая, архипастырскому Вашего Преосвященства благоразсмотрѣ-нію сего подносителя, мѣстечка Стараго Кодака Архангельской церкви, діакона Павла Порохова препровождаемъ, и о его честномъ состоя-


196

ніи и совершенствѣ лѣтъ свидѣтельствуя, онаго и самихъ себя архипастырскому многомощному Вашего Преосвященства повергаемъ благословенію".

При семъ губернаторскій товарищъ Ларіонъ Алексѣевъ, промеморіею отъ 18-го генваря 1777 года за № 280, сообщилъ Сла-венской духовной консисторіи, что "находившійся Славенскаго уѣзда въ государственной слободѣ Волосской священникъ—Воло-шинъ ?саакъ Бицъ, дѣйствительно, минувшаго 776 года 18-го ноября умре, и поселенцы слободы Волосской безъ священника и безъ церкви въ христіанскихъ требахъ претерпѣваютъ крайнюю нужду; дворовъ въ слободѣ 221, да бездворныхъ хатъ 23, въ нихъ муж. 650, жен. 614, обоего пола 1264 души, всѣ они искренно желаютъ устроитъ въ своей слободѣ церковь во имя Преображенія Господня; для этого въ наличіи имѣется у нихъ до ста руб. и предвидится еще значительный сборъ; изъ приготовленнаго въ Романковскомъ лѣсѣ еще по приказу бывшаго запорожскаго Коша на церковное строеніе и нынѣ обращеннаго въ казенное вѣдомство дерева дозволено взять въ слободу Волосскую на постройку Преображенской церкви 300 колодъ сосноваго и въ пропорцію дубоваго: "по симъ уваженіемъ губернаторскій това-рищъ г. Алексѣевъ, съ своей стороны, убѣдительно просилъ Славенскую консисторію поскорѣе разсмотрѣть дѣло о Преобра-женской церкви слободы Волосской и дать разрѣшеніе на постройку оной; а до того времени, дабы обыватели Волосской не терпѣли болѣе нужды въ христіанскихъ требахъ, теперь же рукоположить имъ во священника онаго Павла Порошенка, діакона Старокодацкой Архангело-Михайловской церкви, по при-знанной его способности и хорошимъ поступкамъ".

По симъ презентамъ въ Славенской Консисторіи, по соображе-ніи всѣхъ указныхъ обстоятельствъ, сдѣлано надлежащее распоря-женіе,—доношеніемъ отъ 13 февраля представлено въ Святѣйшій Синодъ, съ просьбою о разрѣшеніи въ слободѣ Волосской открыть новый приходъ и устроить въ ней церковь; указомъ отъ 20-го марта того же  1777 года  Святѣйшій Синодъ далъ на это свое благо-


197

словеніе и разрѣшеніе. Въ это время изъ поступившихъ въ кон-систорію съ разныхъ мѣстъ епархіи доношеній на дѣлѣ обнару-жилось, что какъ легко просители, прежде открытія прихода и постройки церкви, при испрошеніи благословенія на постройку храма, сулятъ будущей церкви и имѣющему служить при ней духовенству всѣ выгоды и удобства, обѣщаютъ и землю селидеб-ную, пахатную и сѣнокосную и часть лѣсныхъ угодій; такъ скоро, по полученіи разрѣшенія и по постройкѣ церкви, нерѣдко забыва-ютъ и нарушаютъ всѣ свои обѣщанія и обязательства, такъ назы-ваемые трактаменты: духовенство со скорбію жаловалось, что во многихъ мѣстахъ епархіи не только не даютъ и не отводятъ указан-ной пропорціи земли, но въ нѣкоторыхъ приходахъ за требованіе оной даже бьютъ нещадно. По поводу сихъ жалобъ въ Славенской духовной Консисторіи состоялось опредѣленіе—давать разрѣ-шеніе на постройку новой церкви и благословительную грамоту на закладку ея только въ томъ случаѣ, когда урочное количество (120 десятинъ) уже отведено, отмежевано и надлежащимъ поряд-комъ закрѣплено за церковію и за служащимъ при ней духовен-ствомъ. По сему обстоятельству, какъ земля для Волосской церкви не была еще отведена и отмежевана, Консисторія долго не давала окончательнаго разрѣшенія на закладку и постройку ея. На всѣ просьбы и представленія Славянской провинціальной и Новоро-ссійской губернской канцелярій епархіальное начальство отвѣ-чало тѣмъ только, что 6-го августа 1777 года въ слободу Волосскую, къ будущей Преображенской церкви, рукоположило во священника Павла Порохова, діакона Саксаганскаго уезда `) города Стараго Кодака церкви Свято-Михайловской.Бумагою отъ 31-го декабря 1778 года слободы Волошской Свято-Преображенской церк-ви священники Павелъ Пороховъ и ?лія Клементидіевъ доно-сили въ духовное Правленіе протопопіи (въ Новомъ Кайдакѣ) Славянской и Херсонской провинціи, что Свято-Преобра-женская церковь въ ихъ государственной слободѣ  Волошской,

`) Уѣздъ назывался Саксаганскимъ, а иногда Славянскимъ: но резиденція его, мѣстопребываніе штата и всѣхъ канцелярій его было - въ Новомъ Кайдакѣ.


198

заложенная къ постройкѣ 10-го мая 1777 года протопопомъ Феодоромъ Фомичемъ, работою нынѣ совершенно окончена, цер-ковными утварьми, иконами, книгами и облаченіями достаточно снабжена и во всемъ готова къ освященію: а потому просили ду-ховное Правленіе Славянской протопопіи ходатайствовать предъ епархіальнымъ начальствомъ о выдачѣ святаго антиминса для новоустроенной церкви и благословительной грамоты на освя-щеніе оной. На представленіе о семъ Славянскаго духовнаго Прав-ленія, Славенская духовная Консисторія указомъ отъ 4-го февраля 1779 года отвѣтила: "представить о семъ тогда, когда подъ оную церковь земля будетъ отведена и законченнымъ порядкомъ утвер-ждена и на оную крѣпость, откуда слѣдуетъ, исходатайствована будетъ". По точномъ и надлежащемъ выполненіи всѣхъ этихъ законныхъ требованій, святый антиминсъ для новоустроенной въ государственной слободѣ Волошской Преображенской церкви и святительская благословительная грамота на освященіе ея, нако-нецъ, отъ 21-го генваря 1780 года выданы, 29-го того же генваря получены въ Новомъ Кайдакѣ и 3-го февраля того же 1780 г. новоустроенная Преображенская церковь въ слободѣ Волошской соборнѣ освящена и открыта къ богослуженію Славянской и Хер-сонской провинціи протопопомъ Фомичемъ.

СЕЛО ПЕТРОВСКОЕ.

Село Петровское, на р. Мокрой Сурѣ, разбросанное въ разныя стороны и на нѣсколько деревень, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Екатеринославскаго уѣзда во 2-мъ благочинниче-скомъ округѣ*.

Широкія и привольныя, богатыя, плодородныя и жывописныя степи Сурскія, изъ всѣхъ дачъ запорожскаго казачества ближайшихъ къ Сѣчевому Кошу, издавна составляли наилучшее достояніе запо-рожскаго товариства. Въ Сурскихъ степяхъ многіе запорожцы имѣли


199

свои кутки—зимовники и въ мирное, спокойное время проживали въ нихъ, окруженные родными и знакомыми своими, въ полномъ довольствѣ и въ наслажденіи простою, безмятежною и безыс-куственною жизнію и природою. Въ періодъ литовско-польскаго владычества въ этомъ краю, поляки высоко цѣнили мѣстность Сурскую и весьма дорожили ею. Въ 1745—1750 годахъ на Семеновъ депь, т. е. 1-го сентября, въ урочищѣ Щуровкѣ, при Романовомъ кургане, купцамъ Кіевскимъ и торговцамъ Кременчугскимъ продавалось скота болѣе всего изъ степей Сурскихъ.

Въ 1779 году Новороссійской губернской Канцеляріи чиновникъ, губернскій секретарь Петръ Петровичъ Папчинскій при р. Мокрой Сурѣ получилъ себѣ въ ранговую дачу участокъ земли въ нѣсколько тысячъ десятинъ. На основаніи правилъ ранговой дачи на отведенномъ участкѣ основавъ слободу Петровскую, секре-тарь Папчинскій, при содѣйствіи сидевшіхъ здѣсь запорожцевъ, немедленно заселилъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, воль-нымъ и свободнымъ, изъ мѣсть позволенныхъ. Въ генварѣ 1780 года Папчинскій просилъ преосвященнаго Никифора, архіепископа Славенскаго и Херсонскаго, впредь до постройки въ слободѣ Петровской церкви, дать въ слободу священника для исправленія народу христіанскихъ требъ. Во удовлетвореніе сей просьбы, въ слободу Петровскую опредѣленъ былъ на время, одинъ изъ загра-ничныхъ священниковъ. Когда же этотъ, пробывши немного въ слободѣ Петровской, уѣхалъ въ Польшу за своимъ семействомъ и не возвращался долго, Славянское духовное Правленіе, по просьбѣ Папчинскаго, ходатайствовало предъ преосвященнымъ Никифо-ромъ о назначеніи въ слободу Петровскую другаго священника, Тихоновича. Бумагу Славянскаго духовнаго Правленія отъ 27-го генваря 1781 года за № 32 по сему дѣлу помѣщаемъ здѣсь цѣли-комъ. "Новороссійской губернской Канцеляріи секретарь Папчипскій, между прочимъ, сему Правленію представилъ, что де онъ въ слободѣ его быть священнику имѣетъ желаніе и уже о томъ къ вашему преосвященству отъ него взнесена была просьба, по которой   вашемъ   преосвященствомъ   и   назначенъ   былъ   одинъ


200

изъ священниковъ, вышедшихъ изъ Польши; но когда оной якобы для забратія своей фамиліи отлучился, то уже не возращался, чему прошло до половины года; а какъ онъ Папчинскій отдолжности, коею обовязанъ, отлучиться для сысканія священника не можетъ; въ слободѣ его Петровской въ Славянской протопопіи, при рѣчкѣ Мокрой-Сурѣ, поселено уже болѣе пятидесяти семействъ, почему и весьма часто случается надобность къ преподаянію требъ, кои они съ крайнею нуждою, и то невсегда во время едва могутъ полу-чить, почему и просилъ объ опредѣленіи въ показанную его слободу Петровскую священника изъ каковыхъ безъ мѣстныхъ представить, куда слѣдуетъ, отъ сего Правленія, съ засвидѣтель-ствованіемъ крайней въ немъ во оной его слободѣ надобности и нужды, коего онъ священника за опредѣленіемъ въ ту его слободу обяжется содержать такъ, что онъ можетъ быть доволенъ; при томъ же объявилъ, что онъ еще имѣетъ намѣреніе и церковь въ той слободѣ состроить, къ чему уже и приготовленія нѣкоторыя начи-наетъ. По справкѣжъ поданнымъ репортомъ прошлаго — 780 году декабря 30-го числа въ сіе Правленіе заграничный священникъ Іоакимъ Тихоновичъ объявилъ,—въ силѣ даннаго де ему изъ Сла-венской духовной Консисторіи тогожъ 780 году февраля 27-го числа открытаго указа срокомъ на три мѣсяца о происканіи ему въ епархіи Славенской священническаго мѣста, онъ въ прошедшемъ мѣсяцѣ мартѣ прибылъ сей протопопіи въ государственную сло-боду Великія-Териы, гдѣ вскорѣ и заболѣлъ и будучи въ той болѣзни въ тотъ значащійся въ указѣ срокъ для себя мѣста нигдѣ не сыскалъ, о чемъ де отъ его и въ духовную вашего преосвященства Консисторію въ октябрѣ мѣсяцѣ стѣмъ, что онъ, по выздо-ровленіи отъ болѣзни, и явиться во оную имѣетъ, отрепортовано; нынѣ хотя онъ мало отъ той болѣзни выздоровѣлъ, но что онъ по его бѣдности всекрайнѣйше подъ нынѣшнее зимнее вре-мя въ Консисторію явиться не можетъ, сего Правленія про-силъ о прожитіи ему по прописанному резону всей протопо-піи до весны учинить разсмотрѣніе; для того вашему пре-освященству Славянское духовное  Правленіе о предписанномъ


201

донося, покорно проситъ объ опредѣленіи упоминаемаго загра-ничнаго священника Іоакима Тихоновича въ слободу секретаря Петра Папчинскаго Петровскую для преподаянія требъ христіанскихъ учи-нить высокомилостивое разсмотрѣніе и опредѣленіе". По этому доношенію Славянскаго духовнаго Правленія священникъ Тихоновичъ 1-го февраля 1781 года опредѣленъ въ слободу Петровскую.

19-го апрѣля 1782 года Саксаганскаго уезда помѣщикъ, губерн-скій секретарь Папчинскій представилъ въ Славянское духовное Правленіе доношеніе, въ коемъ писалъ: "По отдаленности слободы моей Петровской, состоящей Саксаганскаго уѣзда на рѣчкѣ Мок-рой-Сурѣ, отъ всѣхъ таковыхъ мѣстъ, гдѣ имѣются церкви (ибо самое ближайшее ко оной село Карнауховка разстояніемъ до 35-ти верстъ), дабы отвлечъ нужду въ полученіи христіанскихъ требъ поселеннымъ во оной людямъ, кои, будучи недавно выведены изъ Полыии и другихъ позволенныхъ мѣстъ, не успѣли еще и нужнымъ домостроительствомъ обзавесться, возымѣлъ я намѣреніе своимъ коштомъ состроить въ той моей слободѣ деревянную церковь во имя святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла, для ко-торой лѣсные матеріалы всѣ уже въ заготовленіи, а также нѣко-торыя церковныя книги и священническія облаченія имѣются; для священникажъ съ церковнослужителями 120 десятинъ земли отме-жевано, на которую и планъ въ подлежащее время представить имѣю; въ той же моей слободѣ состоитъ нынѣ дѣйствительно въ поселеніи 47 дворовъ, да и впредь поселеніемъ людей пріумножить число оныхъ я намѣренъ; а сверхъ того, въ окружности моей слободы поселяются слободы—отставнаго ротмистра Бучинскаго, лейбъ-гвардіи Преображенскаго полка сержанта Ушакова, Кингбурскаго драгунскаго полка приміеръ-маіора Тутолмина, капи-тана Верменки, подпоручика Сахновскаго и прочихъ помѣщиковъ, жители которыхъ могутъ безнужно отъ сей мною къ постройкѣ намѣреваемой церкви христіанскія требы получать; въ тѣхъ же всѣхъ слободахъ въ поселеніи состоить, кромѣ моей, до 100 дворовъ. Для того объ ономъ духовному Правленію представ-ляя, покорнѣйше прошу все вышеписанное, чрезъ кого надле-


202

житъ, на мѣстѣ освидѣтельствовавъ, о позволеніи на постройку прописанной церкви представить преосвященнѣйшему архіепис-копу Славенскому и Херсонскому Никифору, съ засвидѣтельство-ваніемъ и отъ себя, что въ той моей слободѣ церквѣ быть нужно".

Славянское духовное Правленіе, при доношеніи отъ 21-го іюня 1782 года представляя это прошеніе г. Папчинскаго преосвя-щенному Никифору, съ своей стороны, свидѣтельствовало и завѣ-ряло, что "Слобода Петровская, по отдаленности отъ окружныхъ церквей, не принадлежитъ ни къ какому приходу; для преподаянія народу христіанскихъ требъ въ ней есть священникъ,—изъ заграничныхъ Тихоновичъ; населена она польскими выходцами и поселянами бывшихъ запорожскихъ казаковъ; дворовъ 47, да въ окружныхъ помѣщичьихъ слободахъ, въ 3, 4, 5, и 6 верстахъ, нынѣ имѣется налицо 85 дворовъ; церковь во именованіе святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла секретарь Папчинскій обязуется выстроить своимъ собственнымъ коштомъ на ровномъ и способномъ мѣстѣ; на постройку церкви дерева сосноваго пиленнаго имѣется 250 брусовъ, дубовыхъ бревенъ непиленныхъ 30, книги церковнаго круга, иконъ 12, чаша, дискосъ, кадильница и колокола имѣются; майстеръ договоренъ; 120 десятинъ пахатной и сѣнокосной земли для священно-церковно-служителей отме-жевано и планъ на оную выданъ; секретарь Папчинскій, за себя и за наслѣдниковъ своихъ, письменно обязался какъ церковь благо-украсить и всячески поддерживать, такъ и служащее при ней духовенство содержать и продовольствовать безбѣдно".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ сво-имъ разрѣшила въ слободѣ Петровской, Славянской протопопіи, устроить церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла. 9-го августа 1782 года выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; 27-го ноября тогоже 1782 года Славянскій протопопъ Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церков-ному чиноположенію, въ слободѣ Петровской освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ


203

26-го ноября 1784 года Славянское духовное Правленіе предста-вило преосвященному Никифору, что заложенная въ слободѣ Петровской къ сооруженію церковь во имя святыхъ апостоловъ Петра и Павла работами и постройками нынѣ приведена въ со-вершенное окончаніе; церковными утварьми и облаченіями, икона-ми, книгами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потреб-ностями вполнѣ приготовлена къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать святительскую благословительную грамоту на освященіе новосооруженной церкви и освященный антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новую церковь въ слободѣ Пет-ровской. 11-го декабря 1784 года священнику слободы Петровской, новорукоположенному изъ Решетиловскихъ причетниковъ, Миха-илу Максимовичу выданы были благословительная грамота и святый антиминсъ; а 15-го февраля 1785 года Екатеринославскій протопопъ Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церковному чинополо-женію, въ слободѣ Петровской освятилъ новоустроенную Петропав-ловскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.

СЛОБОДА П?СЬМ?ЧЕВКА.

Слобода Письмичевка, при р. Камышеватой Сурѣ, малолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Письмечевки изъ давнихъ лѣтъ была извѣстна и памятна запорожскому казачеству. Прежде, въ старину, какъ запорожцы, такъ и литовско-польскіе гости (купцы) и русскіе промышленники отъ Микитина перевоза на Днѣпрѣ (при нынѣшнемъ Никополѣ) и отъ Чертомлыка ѣздили въ Старую Самару, въ Самарскій монастырь и далѣе береговою лииіею, при-держиваясь Днѣпра, чрезъ Старый Кайдакъ; но какъ только, въ періодъ  Литовско-польскаго   владычества   въ   этомъ   краю,   по


204

основаніи городища Новаго Кайдака, устроена была въ немъ противъ Камянки новая перелрава чрезъ Днѣпръ и какъ только, соотвѣтственно тому, проложена была новая дорога, прямая и ровная, по степу Сурскому,—мѣстность нынѣшней Письмичевки сама собою выдвинулась и стала для всѣхъ на первомъ планѣ.

Тутъ была главная станція для всѣхъ путешественниковъ, перепутье, мѣсто отдыха для всѣхъ идущихъ и ѣдущихъ отъ Микитина перевоза и Чертомлыка въ Новый Кайдакъ, въ Старую Самару и далѣе. Около 1760-го года на этой мѣстности поселился бывшій войсковый старшина, асаулъ запорожецъ Василій Андре-евичъ Письмичъ, устроилъ здѣсь себѣ обширный зимовникъ съ хуторами, со множествомъ землянокъ и мазанокъ, пригласилъ къ себѣ сюда изъ малороссіи своихъ родныхъ и знакомыхъ и со всѣми ими, въ своемъ зимовникѣ, въ своей Письмичевке, началъ заниматься хозяйствомъ.

24-го мая 1782 года Саксаганскаго уезда, Славянской прото-попіи, слободы Письмичевки помѣщики, прапорщики Кириллъ и Назарій Бѣлые просили у преосвященнаго Никифора, архіепис-копа Славенскаго и Херсонскаго, разрѣшенія устроить въ слободѣ Письмичевкѣ церковь. Въ прошеніи по сему дѣлу они писали: "Въ слободѣ нашей Письмечевкѣ (Пишмичевкѣ) нынѣ имѣется при-ходскихъ дворовъ 28, въ нихъ обоего пола болѣе 200 душъ, да въ весьма близкомъ разстояніи отъ оной слободы имѣются еще другія:—генералъ-маіора Безбородка—Александровка, въ коей 30 дворовъ, войсковаго товарища Савицкаго—Бутовичевка, въ коей 40 дворовъ, да Кингбурскаго драгунскаго полка маіора Соловьева, а сколько тамо дворовъ,-—не извѣстно; всѣжъ тѣ слободы, гдѣ церкви имѣются, въ далекомъ разстояніи, а именно: отъ Кадаку въ 60, а отъ Никиполя—въ 90 верстахъ, а въ ближайшемъ разстояніи церквей нѣтъ. А хотя во оной слободѣ Письмичевкѣ имѣется на время опредѣленный заграничный священникъ Петръ Овадовскій, точію въ слушаніи божественной литургіи оныхъ слободъ приходскіе люди, по причинѣ прописаннаго отъ другихъ церквей далекаго разстоянія, претерпѣваютъ крайнюю нужду; во избѣжаніе


205

которыхъ неудобствъ и намѣрены мы въ той Письмичевской слободѣ вновь во именованіе Трехъ Святителей церковь состроить, на построеніе коей заготовлено уже нѣсколько дерева, а также куплены нужныя на пер-вой случай книги, церковные сосуды и аппараты; подъ церковь же и для священноцерковнослужителей земля изъ нашей дачи отмежевана быть имѣетъ и на оную планъ и крѣпость изъ Новороссійской губернской Канцеляріи даны будуть, а о платежѣ нами самими подземельныхъ денегъ подписка къ вашему преосвященству представлена будетъ. Для того вашего преосвященства нижайше просимъ о дозволеніи въ той нашей Письмичевой слободѣ по прописаннымъ обстоятельствамъ вновь во именованіе Трехъ Святителей заложить церковь учинить милостивое архипастырское разсмотрѣніе".

По поводу сего прошенія, Славенская духовная Консисторія пред-писала Славянскому духовному Правленію дѣло о построеніи церкви въ слободѣ Письмичевкѣ разсмотрѣть на мѣстѣ, разслѣдовать по всѣмъ пунктамъ указныхъ требованій и о послѣдующемъ донесть Консисторіи. Во исполненіе сего предписанія Славянское духовное Правленіе доношеніемъ отъ 5-го мая 1783 года представило Консисторіи, что "Слобода Письмичевка ни къ какому приходу не принадлежитъ, отстоитъ отъ окружныхъ церквей на 60 верстъ и болѣе; христіанскія требы народу исправляетъ заграничный священникъ Петръ Овадовскій; Письмичевка населена поль-скими выходцами, волохами и поженившимися бывшими запо-рожскими казаками, дворовъ въ слободѣ 42; по близу оной, въ околичныхъ слободахъ,—генералъ-маіора Безбородка, на су-противъ Письмичевки, чрезъ рѣчку, въ Александровкѣ 35 дво-ровъ, генерала Шамшева въ слободѣ 35 дворовъ, Кинбургскаго драгунскаго полка маіора Тутолмина въ Николаевкѣ, въ 5-ти верстахъ, 32 двора, маіора Соловьева въ Васильевкѣ, въ 6-ти вер-стахъ, 20-ть дворовъ, да войсковаго товарища Савицкаго въ Буто-вичевкѣ, въ 10 верстахъ, 55 дворовъ, а всѣхъ 219 дворовъ имѣется; церковь въ Письмичевкѣ во именованіе Трехъ Святителей помѣщики, прапорщики Бѣлые обязуются выстроить собственнымъ своимъ коштомъ,  на  избранномъ ровномъ и  способномъ мѣстѣ;  на по-


206

стройку церкви имѣется уже дерева сосноваго пиленнаго 200 брусовъ, нерѣзанныхъ колодъ 90, дубовъ непиленныхъ на под-валины 40; иконостасъ въ Никопольской Покровской церкви готовый купленъ; книги церковнаго круга, облаченія священ-ническія, кресты и чаши серебряные, кадильницы, подсвѣчники и колокола имѣются; мастеръ уконтрактованъ; земли пахатной и сѣнокосной отмежевано уже 120 десятинъ и планъ на оную изъ губернской Новороссійской Канцеляріи выданъ; на всегдашнее поддержаніе церкви въ благолѣпномъ видѣ помѣщики Бѣлые обязуются ежегодно выдавать отъ себя по 10 руб., а прихожане— имущественные по 20 к., а другіе—по 10 коп., священно и церковнослужителямъ Бѣлые обязуются выдавать разнаго хлѣба четыре четверти, а прихожане всякой годъ—по мѣркѣ".

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и наведенныхъ къ нимъ справокъ, Славенская духовная Консисторія постановленіемъ своимъ разрѣшила устроить въ слободѣ Письмичевкѣ, Саксаган-скаго уѣзда, церковь во именованіе Трехъ вселенскихъ Святи-телей, Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Злато-устаго. 1-го сентября 1783 года выдана была храмозданная благо-словительная грамота на закладку и сооруженіе церкви; а 17-го сентября того же 1783 года Славянскій протопопъ Феодоръ Фо-мичъ соборнѣ, по церковному "чиноположенію, Саксаганского уѣзда въ слободѣ Письмичевкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 14 генваря 1785 года Екатеринославское (вмѣсто Славянскаго) духовное Правленіе представило преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому, что заложенная въ Письмичевкѣ къ сооруженію Трехсвятительская церковь постройками и работами нынѣ совер-шенно окончена, церковными утварьми и облаченіями, иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностями вполнѣ готова къ освященію; а потому Правленіе просило пре-освященнаго выдать святительскую благословительную грамоту на освященіе новоустроенной церкви и освященный антиминсъ для совершенія в ней богослуженій. На основаніи сего доношенія


207

разрѣшено освятить новую церковь; 17-го февраля 1785 года вы-даны были благословительная грамота и святый антиминсъ; а 27-го февраля того же 1785 года Екатеринославскій протопопъ Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ помѣщичьей слободѣ Письмичевкѣ освятилъ новоустроенную Трехсвяти-тельскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священно-дѣйствіе.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи