221

ЛОБОДА ЛАШКАРЕВКА.

Слобода Лашкаревка, при рѣкѣ Бузулукъ, малолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность эту,—древнѣйшее, старинное запорожское займище— съ огромнымъ пространствомъ земли около 1780 года пріобрѣлъ себѣ въ собственность Новороссійской губернской Канцеляріи чинов-никъ, надворный совѣтникъ Сергѣй Лазаревичъ Лашкаревъ. На прі-обрѣтенной землѣ основавъ слободу, въ память своего рода на-звавъ  ее Лашкаревкою и населивъ ее. по возможности, народовъ


222

семейнымъ и осѣдлымъ, въ 1789 году Лашкаревъ, уже статскій совѣтникъ, началъ хлопотать о постройкѣ въ своей слободѣ деревянной церкви во имя равноапостольныхъ Константина и Елены. Заготовивъ для этого достаточное количество строительнаго матеріала, г. Лашкаревъ въ 1790 году формальнымъ доношеніемъ просилъ Екатеринославскаго Намѣстни-чества правителя В. В. Каховскаго чрезъ межевую экспедицію и указнаго землемѣра отмежевать изъ его, Лашкарева, дачи 120 десятинъ земли для церковнаго причта будущаго самостоятельнаго прихода и исходатай-ствовать ему у преосвященнаго Амвросія Екатеринославскаго разрѣшеніе и благословеніе устроить въ Лашкаревкѣ означенную церковь. По поводу сей просьбы В. В. Каховскій въ промеморіи отъ 16 октября 1790 года писалъ къ преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Господинъ статскій совѣтникъ и кавалеръ Лашкаревъ объявилъ мнѣ намѣреніе свое соору-жить церковь во имя Константина и Елены въ слободѣ своей Лашкаревкѣ, въ Екатеринославскомъ уѣздѣ состоящей. Я, споспѣшествуя ему въ такомъ богоугодномъ дѣлѣ, всепокорнѣйше прошу преподать архипас-тырское вашего высокопреосвященства благословеніе на сооруженіе въ означенной слободѣ Лашкаревкѣ церкви; объ отмежеваніи жъ для доволь-ствія будущихъ при той церкви священно и церковно-служителей поло-женнаго числа десятинъ земли изъ дачи помянутаго господина статскаго совѣтника Лашкарева дано отъ меня предписаніе уѣздному землемѣру, отъ коего получа о той церковной землѣ планъ, не премину доставить оный къ вашему высокопреосвященству".

По сему презенту, резолюціею отъ 17-го октября того же 1790 года преосвященный Амвросій Екатеринославскій дозволилъ и благословилъ въ слободѣ Лашкаревкѣ устроить деревянную церковь во имя равно-апостольныхъ святыхъ Константина и Елены. 15-го ноября 1790 года отправленъ изъ Екатеринославской духовной Консисторіи въ Екате-ринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

Доношеніемъ   отъ   декабря    1793    года    Екатеринославское   ду-



223

ховное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому, что—"минувшаго ноября 18-го Екатерино-славскаго уѣзда слободы статскаго совѣтника, господина генералъ маіора и кавалера Сергѣя Лазаревича Лашкарева Лашкаревки управитель съ ктиторами и священникъ Василій Димковскій въ сіе Правленіе представили, что заложенная въ той слободѣ, по благословенію покой-наго преосвященнаго Амвросія, церковь во имя царя Константина и матери его Елены строеніемъ совсѣмъ уже окончена, иконостасъ напи-санный поставленъ на обыкновенномъ мѣстѣ, и всѣми нужными ко освященію и священнослуженію вещами снабдѣна и во освященіи никакого препятствія быть неможетъ и просили о испрошеніи ко освященію оной повелѣнія учинить вашему высокопреосвященству отъ сего Правленія представленіе. По учиненномужъ въ ономъ тогожъ числа журналу посланнымъ сегожъ уѣзда слободы Михайловки Екатерининской церкви священнику Саввѣ ?ванову указомъ велѣно постройку церкви, иконо-стасъ и всѣ церковныя вещи освидѣтельствовать и учиня всему опись, за подписаніемъ его и бывшихъ при томъ, представитъ въ сіе Правленіе, по которому указу онъ таковую опись учинилъ и въ сіе Правленіе декабря 7-го дня при репортѣ своемъ представилъ; по которой описи значитъ, что церковь строеніемъ совсѣмъ окончена, иконостасъ поставленъ напи-санный, и всѣ нужныя къ священнослуженію церковныя вещи имѣются. Для того вашему высокопреосвященству означенную опись Екатери-нославское духовное Правленіе на архипастырское благоразсмотрѣніе при семъ въ оригиналѣ представляя, проситъ на освященіе прописанной церкви вашего архипастырскаго повѣленія".

По сему представленію преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екате-ринославскій, резолюціею отъ 3-го генваря 1794 года благословилъ Екате-ринославскому протопопу Іоанну Станиславскому освятить въ слободѣ Лаш-каревкѣ новоустроенную Константино-Еленинскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антининсъ. 3-го февраля 1794 года от-правленъ изъ Консисторія въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ


224

этомъ; 10-го марта 1794 года выданъ святый антининсъ; а 26-го апрѣля того же 1794 года Екатеринославскій протопопъ Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Лашкаревкѣ, владѣнія Цействительнаго Статскаго Совет-ника. господипа гепералъ-маіора Сергея Лазаревича Лашка-рева, освятилъ новоустроенную Константино-Еленинскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священодѣйствіе.

СЛОБОДА ТОМАКОВКА.

Слобода Томаковка, при рѣкѣ того же имени, многолюдная, съ населеніемъ довольно состоятельнымъ и зажиточнымъ, съ двумя приходскими церквами, находится Екатеринославскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстность нынѣшней слободы Томаковки—древнѣйшее, старо-житное запорожское займище. Въ 1740 году здѣсь поселены были на оседлость, на постоянное жительство, люди малороссійской націи,— семейства тѣхъ служилыхъ, которые, по распораженію Правительства, работали и трудились на Хортицкой верфи и при Хортицкой таможнѣ; въ 1745 году въ займище Томаковке отъ усердія жителей поставлена была часовня для общихъ молитвословій и при часовнѣ жилъ іеромонахъ Самарскаго монастыря. По открытіи, въ 1764 году, Новороссійской губерніи, число жителей въ Томаковкѣ увеличилось; въ 1777 году, по распоряженію Новороссійской губернской Канцеляріи, Томаковка предназначена быть государствепною воипскою слободою; а въ 1789 году, когда Верхняя Хортица предоставлена была во владѣніе колонистовъ -Шведовъ, всѣ жители изъ Верхней Хортицы, обращенные, по желанію Потемкина, въ казенныхъ крестьянъ, переведены были на осѣдлое, на постоянное жительство въ государственпую воинскую слободу Тожковку.



225

Томаковка, съ половины 1784 г. до конца 1791 г., вмѣстѣ съ Верхнею Хортицею и Нижнею Хортицею, составляла одинъ общій и нераздельный приходъ. ?нтересна исторія этого обширнѣйшаго прихода; во удовлет-вореніе чувства любознательности современниковъ и на память потомству, излагаемъ ее здѣсь, по возможности, кратко и обстоятельно.

"Славенская духовная Консисторія, слушавъ 23 іюля 1785 г. прислан-ный изъ Екатеринославскаго духовнаго Правленія репортъ, коимъ про-писывается, минувшаго де іюня 14 дня сего 1785 г. священникъ Георгій Гуровскій поданнымъ въ то Правленіе доношеніемъ представляя, что прошлаго де 1783 года опредѣленъ онъ по указу сей Консисторіи въ слободу г. подполковника Мерлина, называемую Златоустянскую, для преподаянія народамъ христіанскихъ требъ, и по приключившейся въ той слободѣ опасной болѣзни, жена его, равно три сына и одна дочь волею Божіею померли, также домъ и все имѣніе его сожжено, да и самъ онъ былъ чрезъ шестнадцать недѣль содержанъ въ карантинѣ, а на-послѣдокъ съ означенной слободы жители разошлись, а другіе въ сло-боду Вербовую выведены, и остаеся тамо семей только четыре, и нынѣ ему въ той слободѣ Златоустяпской быть не для чего, да и чрезъ все это время дневнаго пропитанія лишается,—просилъ, уважа на его бѣдст-венное несчастное приключеніе, ежели гдѣ имѣется какое вакансовое къ досмотру мѣсто, дабы онъ и далѣе страдать не могъ и не оставался бы безъ пропитанія, къ преподаянію народамъ христіанскихъ требъ опредѣлить, ибо де онъ по бѣдности своей какь къ командѣ поѣхать, такъ и содержать себя не можетъ. А по справкѣ оказалось, что Нико-польскій протопопъ Григорій Кремянскій, будучи опредѣленъ, по ука-зу, для выизслѣдованія въ приходахъ дворовъ, во оной слободѣ Златоустянской кромѣ трехъ дворовъ болѣе, какъ репортомъ пред-ставилъ, не нашелъ; почему означенному священнику Гуровскому быть въ той слободѣ и пропитать себя, по означеннымъ обстоятель-ствамъ, по не имѣнію людей, не изъ чего; почему онъ, впредь до повелѣнія, тѣмъ духовнымъ Правленіемъ въ слободу его свѣтлости,

8.    55


226

князя Потемкина, называемую Хортицу, въ которой такъ же по вышеписанному священникомъ Романковскимъ Феодоромъ Щетинскимъ дворовъ изслѣдованію, какъ по вѣдомости явствуетъ, священникъ нужно-надобенъ, на время опредѣленъ; для того оное Екатеринославское духов-ное Правленіе о вышеписанномъ на разсмотрѣніе представляя, проситъ въ резолюцію указа. А по справкѣ въ Консисторіи оказалось: прошлаго 783 года сентября 15 дня, по доношенію Славянскаго (кое нынѣ Екатерино-славскимъ ) духовнаго Правленія и въ силѣ учиненной на ономъ пре-освященнымъ Никифоромъ, архіепископомъ Славенскимъ и Херсонскимъ, резолюціи, вышедшій изъ Волощины въ Россію въ прошломъ 765 году, означенный священникъ Гуровскій во оную слободу Златоустянскую, для преподаянія тамошнімъ жителямъ христіанскихъ требъ, опредѣленъ; въ присланныхъ же изъ Казенной Екатеринославскаго Намѣстничества Палаты реестрахъ о состоящихъ во ономъ Намѣстничествѣ населенныхъ мѣстахъ, въ означенной слободѣ Хортицкой показано душъ муж. пола пятьдесятъ восемь, женска пятьдесятъ шесть. Определили: означенному священнику Георгію Гуровскому, по прописаннымъ обстоятельствамъ быть въ слободѣ Хортицѣ для преподаянія тамошнимъ жителямъ хрис-тіанскихъ требъ; оставшихся же въ слободѣ подполковника Мерлина жителей причислить по способности къ ближайшимъ церквамъ, или селеніямъ, въ коихъ священники имѣются, и о томъ въ Екатеринославское духовное Правленіе послать изъ Консисторіи указъ".

Его свѣтлости, князя Григорія Александровича Потемкина слободы Новогригорьевской, въ Верхней Хортицѣ, обыватели въ прошеніи отъ 25-го октября 1787 года писали преосвященному Амвросію: "По указу Святѣйшаго Правительствующаго Синода отъ 15-го апрѣля 784 года, при распредѣленіи приходовъ, въ разсужденіи далекаго разстоянія отъ церквей, въ слободѣ его свѣтлости, князя Григорія Александро-вича Потемкина,—Новогригорьевкѣ, гдѣ и путевый государственный дворецъ выстроенъ, при урочищѣ Высшей Хортице, учрежденъ приходъ, къ которому не малое количество разныхъ помѣщиковъ окрестныхъ сло-


227

бодь и во оныхъ дворовъ и людей, по способности, причислено, коимъ здѣсь и реестръ прилагается, и въ коихъ многочисленные жители, за отдаленностію церквей, въ воскресные и праздничные дни остаются безъ священнодѣйствія и безъ слушанія Слова Божія, въ велико-постное жъ время, за разлитіемъ рѣкъ, принуждены лишаться святыхъ таинъ—исповѣди и причастія. Въ такомъ случаѣ вашему высоко-преосвященству съ достодолжнымъ почтеніемъ о семъ представляя, всепокорнѣйше просимъ снабдить насъ хоть походнымъ антиминсомъ, дабы какъ мы, такъ и околичныхъ разныхъ владѣльцевъ жители, къ нашему Хортицкому приходу приписанные, по вышеизображеннымъ обстоятельствамъ, въ воскресные и праздничные дни не могли лишаться священнодѣйствія, въ великопостное жъ время святыхъ таинъ—исповѣди и причастія". На прошеніи подписались: Атаманъ ?лья ?ванченко, церковный староста ?ванъ Носъ, выборный Андрей Келехъ и проч., а за неграмотныхъ слободы Половицы писарь Даміанъ Дейнеченко. Къ Хортицкому приходу въ то время принад-лежали: в^ слободѣ князя Григорія Александровича Потемкина Новогригорьевке, при урочищѣ Высшей Хортицѣ, 49 дворовъ, въ нихъ муж 81, жен. 79 душъ; въ казенной слободѣ Томаковке 27 дворовъ, въ нихъ муж. 45, жен. 67 душъ; въ слободѣ графа Кирилла Григорьевича Разумовскаго—Кирилло-Разумовке, въ Нижней Хортицѣ, дворовъ 37, въ нихъ мужчинъ 69, женщинъ 75 душъ; въ слободѣ графини Скав-ронской Любимовке, въ Нижней же Хортицѣ, дворовъ 42, въ нихъ мужчинъ 87, женщинъ 91 душа; въ слободѣ ?вана Никитича Бол-тинова Новопавловской дворовъ 59, въ нихъ мужчинъ 102, женщинъ 112 душъ; въ слободѣ Фонреловой дворовъ 38, въ нихъ мужчинъ 67, женщинъ 59 душъ; въ слободѣ Феодоровке, сержанта Ушакова, дворовъ 47, въ нихъ мужчинъ 81, женщинъ 90 душъ,—всѣхъ дворовъ 299, въ нихъ мужчинъ 532, женщинъ 573 души.

На этомъ прошеніи 29-го октября 1787 года преосвященный Амвросій въ резолюцію написалъ: "Объявить просителямъ, что если     разстояніе  отъ  церкви  и  воды  лишаютъ  ихъ  причащенія


228

святыхъ таинъ, то могутъ просить его превосходительства, здѣшняго намѣстничества г. правителя и о настоящемъ отводѣ для священно-церковнослужителей земли и о сообщеніи къ намъ для построенія церкви своей; а между тѣмъ, какъ не безъизвѣстно намъ, что у нихъ имѣется молитвенный домъ, то выдать, на время, туда подвижный антининсъ". На основаніи сей резолюціи 3-го ноября 1787 года въ Хортицкій приходъ выданъ подвижный освященный шолковый анти-минсъ; а 10-го декабря того же 1787 годаЕкатеринославскаго уѣезда благочинный, священникъ ?лія Клементидіевъ, по церковному чино-положенію, въ слободѣ князя Григорія Александровича Потемкина,-Новогригорьевкѣ освятилъ мѣсто молитвеннаго дома, самый молит-венный домъ, всѣ церковныя утвари, сосуды, облаченія и все прочее къ священнослуженію потребное, на выданномъ подвижномъ анти-минсѣ совершилъ божественную литургію и чрезъ молитвенный домъ въ слободѣ Новогригорьевкѣ открылъ къ богослуженію и священо-дѣйствію и образовалъ самостоятельный Хортицкій приходъ.

Въ началѣ 1788 года обыватели слободы Новогригорьевки въ прошеніи писали преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Находящійся въ нашей слободѣ Новогригорьевкѣ священникъ Георгій Гуровскій, пришедши въ глубочайшую старость и дряхлость, въ разсужденіи большаго прихода и далекаго разстоянія селеній, въ которыхъ счисляется дворовъ 299, не можетъ управиться какъ въ пре-подаяніи христіанскихъ требъ, въ крещеніи и въ погребеніи, такъ и въ священнослуженіи; почему жители тамошнихъ споѣоц.ъ-Кирило-Разу-мовки, графа Кирилла Григорьевича Разумовскаго, и Любимовки, графини Скавронской, въ коихъ дворовъ находится 79, приняли его въ оныя слободы на собственное ихъ содержаніе, гдѣ безнуждно можетъ онъ находиться по смерть свою; въ слободы жъ-Новогри-горьевку, Томаковку, Болтиновку, Фонреловку и Ушаковку, въ кото-рыхъ находится дворовъ 220-ть, какъ во оныхъ священника нѣтъ, вашего высокопреосвященства всенижайше просимъ опредѣлить въ нашъ Хортицкій приходъ священника". На семъ прошеніи 7-го апрѣля


229

1788 года преосвященный Амвросій написалъ въ резолюцію: "Сыскать желающаго,или безмѣстнаго священника и представить намъ". 4-го октября 1788 года въ слободу Новогригорьевку опредѣленъ, изъ польскихъ выходцевъ, священникъ Петръ Овадовскій, служившій доселѣ въ Буто-вичевкѣ,—въ слободѣ войсковаго товарища Алексѣя Савицкаго.

Репортомъ отъ 23-го октября 1789 года Екатеринославскаго уѣзда благочинный, священникъ ?лія Клементидіевъ представлялъ преосвя-щенному Амвросію Екатеринославскому: "Въ бывшей слободѣ его свѣтлости, князя Григорія Александровича Потемкина,—Новогри-горьевкѣ, при урочищѣ Высшей Хортицѣ, гдѣ съ подвижнымъ анти-минсомъ и молитвенный домъ выстроенъ былъ и священникъ польскій опредѣленъ, понеже сего 789 года іюля 15-го дня высочайшимъ указомъ поселены нѣмцы, тамошній народъ переведенъ въ казенную слободу Томаковскую, а священникъ—въ намѣреніи паки въ Польшу возвра-титься, отказавшись своевольно отъ прихода, нынѣ живетъ въ городѣ Новыхъ Кайдакахъ, Хортицкій жъ приходъ, изъ шести селеній состоящій, остается безъ священнодѣйствія. Для того за нужное нахожу вашему высокопреосвященству симъ доложить, не будетъ ли благоволенія къ Хортицкому приходу опредѣлить другаго священника и антиминсъ пере-несть въ прописанную слободу Томаковскую къ спасительной пользѣ переведеннаго туда Хортицкаго народа". На семъ репортъ преосвя-щенный Амвросій 6-го ноября 1789 года въ резолюцію написалъ: "Антиминсъ отобрать и представить намъ".

Репортомъ отъ 22-го марта 1790 года Екатеринославское духовноѣ Правленіе представляло Екатеринославскому епар-хіальному начальству: "Екатеринославскаго уѣзда первой части благочинный, слободы Волошской священникъ ?лья Клементи-діевъ препроводилъ въ сіе Правленіе слободы ея сіятельства, гра-фини Скавронской управителя, капитана Яковлева прошеніе, кото-рымъ онъ, Яковлевъ, представляетъ,—оная де слобода, состоящая при Нижней Хортицѣ, Любимовка, бывшая прежде съ прочими сло-бодами въ Хортицкомъ Свято-Николаевскомъ приходѣ до выводу


230

оттоль въ другія мѣста прихожанъ и за перевезеніемъ, въ разсужденіи поселенія въ томъ мѣстѣ и селеніи шведовъ, въ слободу Екатерино-славскаго Намѣстничества директора экономіи, подполковника Корбы, молитвеннаго дому, нынѣ состоитъ отъ приходскихъ церквей разстояніемъ—отъ Вышетарасовской святыя мученицы Александры въ сороку, а вверхъ по Днѣпру состоящихъ болѣе восьмидесяти верстъ, и чрезъ то тамошніе прихожане, по неимѣнію церкви, а паче за приклю-чающимися опредѣленному, по указу оной Консисторіи, священнику Петру Овадовскому частыми болѣзньми, въ полученіи себѣ христі-анскихъ требъ, претерпѣваютъ крайнюю нужду, и проситъ о опре-дѣленіи въ ту Нижнюю Хортицу, на мѣсто того священника, другаго и о позволеніи для молитвеннаго дома въ той слободѣ избранный домъ благочинному ?ліи Клементидіеву освятить, куда слѣдуетъ, взнесть представленіе. По справкѣ жъ въ семъ Правленіи оказалось, что въ слободѣ Высшей Хортицѣ, при тамошнемъ бывшемъ Свято-Никола-евскомъ приходѣ, гдѣ нынѣ поселены шведы, состояло приходскихъ дворовъ тридцать, въ нихъ обоего пола душъ, муж. 138, жен. 101 душа, да въ причисленныхъ къ тому жъ приходу слободахъ,—графини Ска-вронской, Любомивкѣ, графа Кирилла-Разумовскаго,—Разумовкѣ, Фонрелова Новопавловской, сержанта Ушакова Феодоровкѣ,—во всѣхъ сихъ слободахъ дворовъ 91, въ нихъ муж. 230, жен. 202, всего дворовъ 121, въ нихъ муж. 368, жен. 307 душъ; сего жъ марта 11-го дня вышесказанный благочинный, священникъ ?лія Клементидіевъ при-сланнымъ репортомъ доноситъ, что бывшій при Свято-Николаевскомъ приходѣ священникъ Петръ Овадовскій волею Божіе умре. А потому Екатеринославское духовное Правленіе проситъ о опредѣленіи по необходимости того нужнаго въ преподаяніи народу христіанскихъ требъ случая въ ту Нижнюю Хортицу, графини Скавронской, Люби-мовку, на мѣсто умершаго священника Овадовскаго, другаго свя-щенника и о позволеніи отобранный изъ того Хортицкаго молит-веннаго дома подвижный святый антиминсъ въ ту слободу Люби-мовку,    въ    избранный    тамошними    прихожанами    молитвенный


231

домъ обратить учинить разсмотрѣніе. Какъ же въ присланномъ Кон-систоріи при указѣ именномъ спискѣ значащихся, вышедшихъ изъ Польши священниковъ ни одного ни въ какомъ приходѣ, кромѣ Синя-чевскаго, не явилось; то, дабы прихожане, неимѣвъ священника, не пре-терпѣвали въ требахъ нужды, до настоящаго опредѣленія туда священ-ника, на время опредѣленъ Никопольскій священникъ Григорій Дѣевъ". Не получивъ по сей просьбѣ никакого удовлетворенія, общество слободы Любимовки, владѣнія графини Скавронской, въ Нижней Хор-тицѣ, вновь обратилось къ преосвященному Амвросію съ тою же прось-бою. Въ прошеніи отъ 29-го августа 1791 года оно писало: "Опредѣленный отъ вашего преосвященства къ нашему Хортицкому изъ пяти владѣльческихъ селеній состоящему приходу священникъ Петръ Овадовскій прошлаго 790 года волею Божіею умре, и жители всѣхъ селеній понынѣ въ преподаяніи христіанскихъ требъ терпятъ крайнюю нужду, оставаясь еженедѣльно и праздники безъ священнодѣйствія, въ великопостное же время безъ годовой исповѣди и святыхъ таинъ при-частія, тѣмъ паче что церкви отъ насъ весьма въ далекомъ разстояніи и за рѣками; да и подвижный антиминсъ, по повелѣнію вашего высо-копреосвященства, изъ нашего Хортицкаго Свято-Николаевскаго молит-веннаго дома взятъ въ Екатеринославское духовное Правленіе, гдѣ и нынѣ находится. Вышедшій же изъ Волосской области священникъ Михаилъ Андреевъ объявилъ намъ, что онъ нигдѣ мѣста не имѣетъ. Для того вашего высокопреосвященства покорнѣйше просимъ опредѣлить навсегда в нашъ Нижне-Хортицкій приходъ, на мѣсто умершаго священника Петра Овадовскаго, сего нами избраннаго священника Михаила Андреева и о доставленіи въ Нижне-Хортицкій молитвенный домъ святаго антиминса учинить милостивое архипастырское рѣшеніе". По сему прошенію преосвященный Амвросій резолюціею отъ 24 сентября 1791 года священника Андреева опредѣлилъ въ Любимовскій, при Нижней Хортицѣ, приходъ и дозволилъ въ молитвенный домъ слободы Любимовки взять изъ Екатеринославскаго духовнаго Правленія


232

хранившійся тамъ подвижный антиминсъ, бывшій въ молитвенномъ домѣ Верхней Хортицы, до поселенія тамъ нѣмцовъ—колонистовъ.

Въ это время жители государственной казенной слободы Томаковки, согласно желанію всего общества, рѣшились сами устроить у себя церковь и, отдѣлившись отъ Хортицкаго прихода, образовать въ Томаковкѣ свой собственный самостоятельный приходъ. Житель Томаковскій, щирій казакъ—запорожецъ, ?ванъ Волченко вызвался быть главнымъ вкладчикомъ и фундаторомъ церкви; староста слобод-скій Григорій Гермашъ, ктиторъ ?ванъ Носъ, грамадскій наймитъ, слободскій писарь ?ванъ Поляковъ и многіе другіе обязались всячески помогать и содѣйствовать ему въ построеніи церкви. Заготовивъ на сооруженіе храма потребное количество лѣса и чрезъ Межевую экспе-дицію отмежевавъ изъ общественной дачи 120 десятинъ земли для причта будущаго самостоятельнаго прихода, уполномоченные отъ общества формальнымъ доношеніемъ просили Екатеринославскаго намѣстничества правитѣля В. В. Каховскаго исходатайствовать имъ у преосвященнаго Амвросія разрѣшеніе и благословеніе устроить въ Томаковкѣ церковь во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ промеморіи отъ 12-го декабря 1791 года писалъ къ преосвященному Амвросію Екатеринославскому: "Директоръ Економіи здѣшняго намѣстничества, г. надворный совѣт-никъ Корба, представилъ ко мнѣ при репортѣ просьбу поселянъ Екате-ринославскаго уѣзда казеннаго селенія Томаковки, въ коей они изъяс-няя, что по неимѣнію въ томъ селеніи церкви и по отдаленности отъ другихъ окружныхъ приходовъ, нуждаются въ исполненіи по долгу христіанскому обрядовъ, а потому намѣревая выстроить въ ономъ селеніи церковь во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы, изго-товили уже всѣ къ тому принадлежащіе матеріалы и денегъ сложенныхъ ими и собранныхъ отъ доброхотныхъ подателей на украшеніе церков-ныхъ утварей имѣется уже до двухъ тысячъ рублей, просятъ о препо-даяніи на построеніе оной церкви благословенія моего у вашего высоко-преосвященства ходатайства. Я, препровождая у сего планъ земли,


233

отмежеванной по предписанію моему уѣзднымъ землемѣромъ для довольствія священноцерковнослужителей и оригиналомъ прошеніе изъяс-ненныхъ поселянъ, на основаніи указа святѣйшаго Синода въ копіи отъ вашего высокопреосвященства ко мнѣ доставленаго, покорнѣйше прошу о построеніи во ономъ селеніи Томаковкѣ церкви дать ваше архи-пастырское благословеніе".

По сему отношенію преосвященный Амвросій Екатеринославскій резолюціею отъ 8 генваря 1792 года дозволилъ и благословилъ устроить въ казенной слободѣ Томаковкѣ деревянную церковь во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. 14 февраля 1792 года изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное правленіе указъ объ этомъ; а 15 апрѣля того же 1792 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ Томаковкѣ освятилъ мѣсто подъ церковь, положилъ закладку на соору-женіе оной и на мѣстѣ производства работъ водрузилъ крестъ.

Доношеніемъ отъ 26 апрѣля 1792 года Екатеринославское ду-ховное правленіе представляло преосвященному Амвросію, что "въ сходство резолюціи его преосвященства въ казенномъ селеніи Тома-ковкѣ церковь во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы 15 апрѣля заложена и уже строится; но до выстроенія оной, въ слободѣ учрежденъ молитвенный домъ; въ которомъ книги церковнаго круга, священныя утвари и облаченія имѣются и для священнослуженія въ томъ молитвенномъ доме никакого препятствія не встрѣчается; а по-тому согласно усердной просьбѣ жителей слободы Томаковки, прав-леніе просило преосвященнаго въ Томаковскій молитвенный домъ выдать святый подвижный антиминсъ, для совершенія въ немъ бого-служеній и священнодѣйствій; и опредѣлить навсегда въ Томаковскій приходъ священника Андрея Муравскаго, уволеннаго изъ слободы Васильевки, помѣщика графа Борха". На семъ доношеніи, въ ре-золюцію, преосвященный Амвросій 17 мая 1792 года написалъ: "Священника Муравскаго опредѣлить въ Томаковку и антиминсъ подвижный, для служенія въ молитвенномъ домѣ, выдать".


234

Въ новомъ репортѣ отъ 17-го сентября 1795 года Екатеринославское духовное Правленіе писало преосвященному Гавріилу: "Сего сентября 12-го дня Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Томаковки жители и приходскій ихъ священникъ Андрей Муравскій поданнымъ въ сіе Прав-леніе прошеніемъ прописали, что прошлаго де 1792 года по резолюціи покойнаго преосвященнаго Амвросія архіепископа, въ томъ ихъ селеніи церковь во имя Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы заложена и строеніемъ нынѣ совсѣмъ окончена, сосудами, священными обла-ченіями, книгами и тому подобными снабдѣна; иконостасъ, написанный иконописною работою, поставленъ; престолъ въ указную мѣру сдѣланъ и принадлежащимъ одѣяніемъ облеченъ; освященный подвижный антиминсъ въ молитвенномъ домѣ, устроенномъ до сооруженія сей церкви, имѣется,—и просятъ о освященіи оной и о перенесеніи освя-щеннаго антиминса учинить вашему высокопреосвященству отъ сего Правленія представленіе. По учиненному въ семъ Правленіи того жъ числа журналу даннымъ сего Правленія присутствующему, священнику Гавріилу Шепетковскому указомъ велѣно, съѣхавъ въ селеніе Томаковку, вновь выстроенную Благовѣщенскую церковь освидѣтельствовать, точно ли оная такъ, какъ просители представляютъ, строеніемъ окончена; имѣются ли написанный и поставленный иконостасъ, сосуды, утвари, священныя облаченія, книги и тому подобное; и ежели имѣются, то, учиня всему тому именную опись, представить въ сіе Правленіе при репортѣ; оный священникъ Шепетковскій сего сентября 17-го дня таковую опись представилъ, въ которой значится, что означенная цер-ковь строеніемъ совсѣмъ окончена, всѣми принадлежностьми снабжена и во освященіи препятствія ни какого не можетъ быть. Для того вашему высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе учинен-иую священникомъ Шепетковскимъ имянную опись въ оригиналѣ при семъ представляетъ и проситъ о освященіи вышеписанной Благовѣ-щенской церкви и о перенесеніи освященнаго антиминса, кому слѣдуетъ, дать ваше архипастырское повелѣніе".

На   основаніи   сего   репорта   преосвященный   Гавріиль,   митро-


235

политъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 24-го сентября 1795 года, разрѣшилъ и благословилъ протоіерею Станиславскому освятить въ слободѣ Томаковкѣ новоустроенную Благовѣщенскую церковь и перенесть въ оную изъ молитвеннаго дома освященный антиминсъ, каковому и оставаться тамо неподвижно. Тогоже 24-го сентября 1795 г. изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 21-го октября тогоже 1795 года Екатеринославскій протоіерей Іоанн Станиславскій соборнѣ, по надле-жащему церковному чиноположенію, въ казенной слободѣ Томаковкѣ освятилъ новосооруженную Благовѣщенскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священодѣйствіе.

СЛОБОДА КРАСНОГР?ГОРЬЕВКА, ЧЕРНЫШЕВКА.

Слобода Красногригорьевка-Чернышевка, многолюдная, съ насе-леніемъ зажиточнымъ, при двухштатномъ церковномъ причтѣ, нахо-дится Екатеринославскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ*.

Мѣстносгь нынѣшней слободы Красногригорьевки, роскошкая и живописная, богатая и плодородная,—древѣйшее запорожское зай-мище, старожитная казацкая маетность—въ 1778 году, на зна-чительномъ пространствѣ околичной земли, поступила рапговою дачею въ собственность, въ полное владѣніе графа ?вана Григорьевича Чернышева и супруги его Анны Александровны Чернышевой.

Медленно заселялась здѣсь слобода народомъ семейнымъ и осѣд-лымъ; еще медленнѣе шло между слобожанами дѣло о постройкѣ церкви. ?злагаемъ здѣсь нѣсколько краткихъ свѣдѣній по этому дѣлу.

Екатеринославскаго уѣзда слободы Его сіятельства графа Чернышева   Григорьевки  подданные—Тимофѣй   Перехристъ,  ?ванъ


236

Нежевака, Сидоръ Гончаренко, ?ванъ Вареникъ, Евфимъ Бурляй и прочіе, по желанію всего общества, 10-го сентября 1795 года, представили преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому, прошеніе, въ коемъ писали: "Въ слободѣ нашей Григорьевкѣ по числу дворовъ, коихъ имѣется до двухъ сотъ, въ нихъ муж., по ревизіальному счету, 371, а жен., 359 душъ, намѣрены мы нынѣ по христіанскому обряду соб-ственнымъ нашимъ коштомъ выстроить, во именованіе святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова церковь, а объ отмежеваніи для продо-вольствія имѣемыхъ быть при той нашей церкви священноцер-ковнослужителей ста двадцати десятинъ земли и на оную планъ обо-вязуемся просить Екатеринославскаго губернатора; для чего испросивъ у господина выце-адмирала и кавалера Николая Семеновича Мордвинова, коему сія слобода Григорьевка отъ Его сіятельства ввѣрена, позволеніе, которое у сего прилагая, вашего высокопреосвященства покорнѣйше просимъ о выстройкѣ въ оной нашей слободѣ Григорьевкѣ въ означенное именованіе церкви дать повелѣніе, для которой уже заготовленъ принад-лежащій на оную лѣсъ; а пока оная строеніемъ будетъ окончена, дабы мы не лишались богослуженія и христіанскихъ требъ, просимъ дозволить имѣть молитвенный домъ и о семъ учинить милостивое разсмотрѣніе и резолюцію".

Мордвиновъ отъ 23-го мая 1795 года, изъ Николаева, писалъ преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому: "Жители слободы Его сіятельства графа ?вана Григорьевича Чернышева, называемой Григорьевки, въ которой дворовъ около 200 считается, желая построить въ ней церковь, просили меня исходатайствовать у вашего высокопреосвященства на то благословеніе. Какъ слобода сія поручена Его сіятельствомъ въ мое призрѣніе: то я пріятнѣйшимъ дол-гомъ поставляю просить покорнѣйше ваше высокопреосвященство дать имъ на сооруженіе храма архипастырское благословеніе". По симъ бумагамъ резолюціею отъ 10-го сентября 1795 года, преосвященный Гавріилъ приказалъ предписать духовному Правленію сдѣлать разсмот-рѣніе и репортовать, въ состояніи ли просители своимъ коштомъ строить и


237

содержать церковь. Въ отвѣтъ на это, репортомъ отъ 28-го ноября 1799 года Новороссійское духовное Правленіе представляло Новороссійской духовной Консисторіи: "Оная духовная Консисторія присланнымъ въ сіе Правленіе указомъ прошлаго 795 года отъ 12-го сентября за № 1627, составившимся по резолюціи его высокопреосвященства Гавріила, митрополита бывшаго Новороссійскаго, нынѣшняго Кіевскаго, по-велѣла учинить сему Правленію разсмотрѣніе, въ состояніи ли под-данные Его сіятельства графа Чернышева выстроить, въ слободѣ Григорьевкѣ церковь собственнымъ коштомъ и содержать оную, и что окажется, репортовать. Почему за учиненіемъ въ семъ Правленіи опредѣленія, даннымъ сего Правленія присутствующему, покойному благочинному Быстрицкому указомъ велѣно о томъ на мѣстѣ изслѣ-довать. Но какъ онъ не учинилъ о томъ основательнаго изслѣдованія и очень глухо о дѣлѣ томъ прописалъ въ репортѣ своемъ, представлен-номъ 5-го марта 1796 года; то вмѣсто его, по прошествіи нѣкоего времени, съѣзжалъ на мѣсто протопопъ Іоаннъ Станиславскій и нашелъ, что тамошніе жители не получили отъ помѣщика своего настоящаго повелѣнія о испрошеніи имъ позволенія выстроить въ сло-бодѣ той церковь и не исходадайствовавши плана для подцерковной земли, сами то предначали безъ всякаго основанія и сложили только для начатія оной церкви 100 руб., съ не большимъ о чемъ по возвращеніи изъ той слободы Григорьевки 1-го апрѣля сообщилъ онъ, протопопъ, къ сведѣнію сему Правленію, и отрепортовано во оную Консисторію. Но какъ по справкѣ въ семъ Правленіи оказалось, что о такомъ послѣдованіи по сіе время оной Консисторіи недонесено единственно чрезъ нерадѣніе бывшаго въ семъ Правленіи письмоводителя; то нынѣ, за отысканіемъ сего указа, дабы извѣстно было оной Консисторіи, что изслѣдованіе по оному было чинено, симъ Новороссійское духовное Правленіе почтенно репортуетъ". По сему репорту въ Новороссійской духовной Консисторіи 21-го декабря 1799 года состоялось такое опредѣленіе :"Какъ оные подданные, селенія Григорьевки жители о дозволеніи  построить  въ  ономъ  селеніи  церковь  съ  795  года  не


238


настаиваютъ, да и сооружить оную, какъ изъ репорта Новороссійскаго духовнаго Правленія видно, не въ состояніи и начали сіе безъ дозволенія помѣщика своего и безъ всякаго основанія; для того оставя сіе дѣло безъ дѣйствія, отдать въ архивъ при копіи сего журнала".



СЛОБОДА ?ВАНОВКА С?МПЕРОВ?ЧЕВА (К?НЬГРУСТЬ).

Слобода ?вановка Симперовичева, при рѣкѣ Мокрой Сурѣ, малолюдная и въ разныя стороны разбросанная, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Екатеринославскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Въ 1779 году мѣстность нынѣшней слободы ?вановки Симперови-чевой, на огромномъ пространствѣ околичной земли досталась въ ранговую дачу поручику Звягину. На пріобрѣтенной мѣстности основавъ слободу ?вановку и по возможности заселивъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, Звягинъ въ своей слободѣ и въ околичности ея завелъ отличную экономію, въ обширныхъ размѣрахъ хозяйственные хутора, изъ Сурскихъ степей, богатыхъ и плодородныхъ, извлекалъ большія выгоды для себя и во благо своей слободы, обогащался самъ и не стѣснялъ своихъ слобожанъ въ пріобрѣтеніи средствъ къ удобной жизни. По смерти его, жена его Анна Степановна Звягина рѣішцась для обывателей своей населенной и благоустроенной слободы ?вановки устроить деревянную церковь во имя зачатія святыя Анны.

По надлежащемъ соображеніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла, при со-дѣйствіи прикащика своего вахмистра Никиты Кущинскаго, заготовивъ для постройки церкви достаточное количество строеваго лѣса и чрезъ Межевую экспедицію отмежевавъ изъ своей дачи 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, Анна Степановна Звягина формальнымъ доношеніемъ просила Екатеринославскаго намѣстничества правителя В. В. Каховскаго исходатайствовать ей у преосвященнаго Амвросія разрѣшеніе и благо-


239

словеніе устроить означенную церковь. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ промеморіи отъ 14-го генваря 1792 года писалъ къ пре-освященному Амвросію Екатеринославскому: "Екатеринославскаго уѣзда помѣщица, поручица Анна Звягина въ поданномъ мнѣ прошеніи изъяснила, что имѣетъ она въ томъ уѣздѣ слободу свою ?вановку, въ коей нынѣ пятьдесятъ дворовъ и въ нихъ подданныхъ малороссіанъ мужеска и женска пола двѣстѣ душъ, но по неимѣнію въ оной цервки, и по отдаленности другихъ приходовъ, нуждаются жители въ исполненіи по долгу христіанскому обрядовъ; почему вознамѣрясь выстроить въ той слободѣ ?вановкѣ собственнымъ своимъ коштомъ деревянную церковь во имя зачатія святыя Анны, обязываетси данною подпискою украсить оную утварьми и снабдить всѣмъ по обряду церковному нужнымъ, какъ равно и будущихъ при ней священно и церковно-служителей содержать по приличію на своемъ иждивеніи, и проситъ о позволеніи строить оную церковь моего у вашего преосвященства ходатайства. Я, препровождая у сего планъ земли, отведенной въ озна-ченной слободѣ для священно и церковнослужителей и оригиналомъ прошеніе съ подпискою отъ оной помѣщицы мнѣ поданные, вашего высокопреосвященства прошу покорнѣйше на построеніе означенной въ слободѣ помѣщицы Звягиной ?вановкѣ, церкви преподать ваше архипастырское благословеніе".

По сему отношенію преосвященный Амвросій, резолюціею отъ 17-го мая 1792 года, благословилъ въ слободѣ ?вановкѣ устроить деревянную церковь во имя зачатія святыя Анны. 11-го іюня1792 года изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

27-го іюня 1794 года стихарный дьячекъ казенной слободы Бородаевки Свято-Покровской церкви Петръ Діонисіевъ сынъ, Діонисіевъ, согласно желанію Звягиной и общему выбору прихожанъ, преосвященнымъ Гавріиломъ рукоположенъ во священника къ Аннин-ской церкви слободы ?вановки.

Екатеринославское духовное Правленіе доношеніемъ отъ 22-го марта 1794 года за № 91 представляло преосвященному Гавріилу,


240

митрополиту Екатеринославскому, что заложенная къ сооруженію въ слободѣ ?вановкѣ деревянная церковь въ имя святыя и праведныя Анны, постройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окон-чена, по письменному засвидѣтельствованію Тритузновскаго священ-ника Іереміи Леонтовича, церковными утварьми и священными облаченіями, иконами, книгами церковнаго круга и колоколами снаб-жена достаточно и всѣми потребностями приготовлена къ освященію; а потому Правленіе просило преосвященнаго дозволить освятить ново-устроенную церковь и выдать святый антиминсъ для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія преосвященный Гавріиль резолюціею отъ 17-го апрѣля 1794 года разрѣшилъ и благословилъ освятить въ слободѣ ?вановкѣ новосоору-женную церковь. 19-го апрѣля 1794 года изъ Екатеринославской Кон-систоріи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; 30-го іюня 1794 года выданъ освященный антиминсъ; а 5-го ноября того же 1794 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станилавскій соборнѣ, по надлежащбму церковному чинопослѣдованію, въ слободѣ ?вановкѣ освятилъ новоустроенную во имя святыя Анны церковь и открылъ въ ней священнодѣйствіе и богослуженіе.

Нужнымъ находимъ замѣтить, что въ слободѣ ?вановкѣ въ 1794 было приходскихъ дворовъ 30, въ нихъ муж. 65, а жен. 52 души; въ прикосновенныхъ къ оной слободахъ—помѣщика Леонтовича дво-ровъ 32, въ нихъ муж. 64, а жен. 59 душъ; капитана Сахновскаго дворовъ 15, въ нихъ муж. 32, а жен. 26 душъ; подпоручика Якубовича дворовъ 16, въ нихъ муж. 35, а жен. 30 душъ; капитана Додатка дворовъ 18, въ нихъ муж. 27, а жен. 22 души; прапорщика Рудицына дворовъ 20, въ нихъ муж. 37, а жен. 30 душъ; капитана Чумаковскаго дворовъ 23, въ нихъ муж. 30, а жен. 27 душъ,—всего дворовъ 154, въ нихъ мужскаго 290, а женскаго 246 душъ.

Помѣщица Звягина вышла замужъ за помѣщика, губернскаго секретаря Василія Симперовича; а потому съ половины 1797 г. слобода ?вановка во всѣхъ бумагахъ называется уже ?вановкою Симперовича.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи