1535 год. Пискаревский летописец. с.168

В лето 7043 князь Великий Иван Васильевич Всея Руси и его чати Великая Елена, советовав з бояры, чтоб послали Литовские земли воевати за королеву неправду. И велел князь Великий у собя быти отцу своему Данилу, митрополиту многи королевы нерпавды, что сам король на христианство воевод посылает, и татар наводит, и много ся от него льет кровь христианская. Да и то сказал князь Велики митропалиту, что хощет воевод своих послати с людьми королевы земли воевати против его неправды. Митополит же зече Великому князю: «Вы, государи православные, пастыри христианству; тобе государю, подобает христианству от насилия боронити, а нам и всему вселенскому собору за тебя, государя и за твое войска Бога молити. А зачинающего рать погубляется, а в правде Бог помощник».


1535 год. Мазур. летописец. т. 31 с.129

Лета 7043-го посылал царь и Велики князь Иван Васильевич всеа Руси Литвы воевати князь Ивана Федоровича Овчину Оболенского со многими воеводами и с ратными людми, и ходили до Вильны, а шли поберег Литовской земли на триста верст, и много тогда поплениша литовских людей.


1535 год. Псковская летопись. с.187

Того же лета месяца июня 26 день, Князь Великий Иван повеле Воеводам своим… с силами и поставити торос за Олочкой, на озере на Себежы. Иван-Город Себеж, и церквы создаша, да и людей насадиша, да и кормов им даша.


1535 год. Русская летопись, с. 294-295

И наутри, В неделю Генваря В 10 день Государю Великому князю Ивану Васильевичу Всея Руси и его матери Благочестивой княгини Елены и поклонение сотвори архиепискуп Макарий по государскому обычаю, и дары многия принесь; тоже и метрополитье благословение с усердием прим.


1535 год. Воскресенская летопись, с. 288.

«О походе Великого князя Воевод в Литовскую землю»

Метрополит же рече Великому Князю: «Вы государи православные пастыри христианству, тебе государю подобает христианство от насилия боронити, а нам и всему Вселенскому собору за тебя государя и за твое войско Бога молити; а зачинающего рать погубляеттся, а в правде Бог помошник.»


1535 год. Воскресенская летопись, с. 289.

«Тое же зимы февраля в четверток 1 недели поста, князь Велики Иван васильевич Всея Руси и его мати Великая княгини, с отцом своим Данилом митрополитом Всея Руси и с епископы, пев молебная, и иолиша чудотворца Алексея с Великими слезами фще бы ему угодно было преложити его в новую раку. Отец же их Даниил митрополит сам с епископы, и с архимандриты и игумены честно преложиша из старыв ракы в спебряную раку в новую; а сам князь Велики и его мати Великая кнагиня из бояры тут стояли, и молебная сьершающе и с Великими слезами моляще святаго.




1535 год. ДНЛ, т. 29 с. 136.

Тоя же зимы генваря в день, приехал к Великому Князю Иваноу Васильевичу Всея Руси и к его матери к Великой Княгине Елене из их отчины из Великого Новгорода богомолец их архиепискуп Макареи поздравствовати Государя на Великих государствах.


1535 год. Новгород 4 (Дубров), с. 569.

«Того же лета Благоволением Божиим и молитвами пречистыя Его Матере и благословением господина преосвященного Даниила митрополита, благоверный христолюбивый государь Князь Великий Василий Иванович Всея Руси повеле устроить чюдотворцу Алексия раку сребряну, и самого чюдотврца истроити на Верхней декы от сребря во всем сану, како святители служить, злятом и камением драгим украси ю и бисером; и совершена быть рака сия по праставлении его к богу. В лето 7043, в царство сына его благоверного и христолюбивого Князя Великого Василия Ивановича государя самодержца Всея Руси. В 3 лето государства его, и при его христолюбивой матери Великой княгине Елене, положено быть в сию честную раку, с псалмы и песни, чюдотворное и многоцелебное тело чюдотворца Алексия».


1535 год. НЦ, с. 15-16.

Тоя же зимы, месяца генваря в 11 день приехал к Великому князю Ивану Васильевичу Всея Руси и к его матери к Великой княгине Елене и из их отчины богомолец их архиепископ Макареи Великого Новагорода и Пскова, поздравствовал Великого государя Ивана Васильевича на Великих государствах, благословил его и челом ударил Великому князю крест самфир, золотом сбложен, да кробицу христальну, серебром золоченым оковану, с финифтом, и иные многие дары. И князь Великий архиепископа почтив, его отпустил в свою отчину того же месяца в 28 день, в четверток мясопустные недели.


1535 год. АНЛ, т.29 с. 130.

«Тое же зимы февраля в четверток 1 недели поста, князь Велики Иван васильевич Всея Руси и его мати Великая княгини, с отцом своим Данилом митрополитом Всея Руси и с епископы, пев молебная, и иолиша чудотворца Алексея с Великими слезами фще бы ему угодно было преложити его в новую раку. Отец же их Даниил митрополит сам с епископы, и с архимандриты и игумены честно преложиша из старыв ракы в спебряную раку в новую; а сам князь Велики и его мати Великая кнагиня из бояры тут стояли, и молебная сьершающе и с Великими слезами моляще святаго.


1535 год. НТЦ, с. 16. О немецком после.


1535 год. НТЦ, с. 16. О крымском после.


1535 год. НТЦ, с. 16-17. О раках.

Благаго и человеколюбиваго Бога Господа нашего Иисуса Христа и Пречистыя его Матери благии раб и добрый строитель и правитель истинные Веры крестьянския благочестивый и боголюбивый самодержавный Великий государь Василей Иванович Всея Русии, милостивый нищелюбивый, с Великой Верою и любовию часто приходящей ко святей Велицей церкви Пречистыя и Всенепорочныя Богоматери ко гробу святителя Петра чюдотворца и церкви, идеже лежат мощи святого и Великого Алексея Чюдотворца, и лобызая со слезами Великий государь честныя и святыя их мощи и особе и на едине по Вся дни и нощи теплою Верою на помощь призывают их, и в молитву подвизает их, да помогит ему ходатайством к Богу и к Пречистой Его Матери о прижитии чад и обеты своя пред ними в сердцы своем полагаем, еже благоприятие быти молитве его, писано бо есть в древних чбо и в нынешних: любящих Бога Вся поспешаются в благое, вся чбо возможно верующему, рече господь. И родися ему сын, и Великий государь хваля и благодаря Бога и Пречистую Его Матерь и Святых и Великих Петра и Олексия и блажа, и убладает их: «о святии отцы, о пастырие и учитилие нашия державы, кое благодарение воздам о сих Вашему достоинству, чадолюбивы отцы святии». И со многим молением и радостною душею обеты сердца своего исполнити хотя святым чюдотворцем, раки мощем их повеле далеми со всяким царским устроением, святому и великому Петру чюдотворцу раку слату вычеканити, образ злат Петра чюдотворца. И камением драгим украсити, а страны у раки сребряны; а святому Алексею чюдотворцу раку сребряну всю, а на раке образ его позлатити, и столпцы у раки позлптити же.

В лето 7039 месяца января, в 26 число государства его начаша делати раки святым и доделаша раку святаго и Великаго чюдотворца Алексия в лето 7043 месяца февраля во второе лето царства благовернаго и христалюбтваго Великого князя Ивана Васильевича и его матери благоверныя и христолюбивыя Великия княгини Елены. И благочестивые Великий самодержец Иван Васильевич, Божею милостию государь Всея Русии и великий князь, и его мати благоверная и Велемудрая Великая государыни княгиниелена с великою Верою и со многим желением.

Повеле Даниилу митрополиту преложити мощи святого Алексия чюдотворца в раку сребряну. И того же месяца в четверок первыя недели поста в 3 час мощи, Даниил митрополит и епископ Досифей Крутицкий и архимандрит Нока обители тоя, молебная пев, и предложиши мощи святаго Алексия Чюдотворца в раку сребряну, бе же ту и Великий государь Иван Васильевич з братом своим со князем Георгием и множество бояр.


1535 год. НТЦ, с. 17. О послань в Крым.


1535 год. НТЦ, с. 17. О немецких послах.


1535 год. АНЛ, т.29 с. 131.


Ноября в 25 день Ковгоршад царевна и Булат князь и вся земля Казанская Великому князю Ивану Васильевичу изменили, Аналея Царя убили, которого им князь Великий Василий Иванович дал царем на Казань.


1536 год. Пискаревский л.,с. 171. «О измене казанской».


В лето 7044 сентября в 25 день Ковгоршад царевна и Булат князь и вся земля Казанская Великому князю Ивану Васильевичу изменили, Яналея царя убили, которого им князь Великий Иван Васильевич дал им царем на Казань, а взяли ис Крыму себе на Казань царем Сафа-Кирея царевича.

Тое же осени октября повелением великого князя зделели град Почал землян на старом же месте.

Тое же осени декабря в 12 день пожаловал князь велики Шиг-Алея царя, из мянства выпустил, а сидел на Белеозере; и опалу свою ему отдал, и очи свои дал ему видети.

1536 год. Мазурин летописец, т.31 с. 129.

Лета 7044 сентября в … день казанская князи Булат с товарищи царю и Великому князю Ивану Васильевичу изменили, подвели на Казань царевича крымского Асафакирея, а Великого князя посланного царя Еналея убили.


1536 год. Хронограф никанор л, с. 142.

В лето 7044-е. Сентября, казанские князи, Булат с товарищи, царю и Великому князю Ивану Васильевичу изменили, подвели на Казань царевича Крымского Асафа Кирея, а Великого князя царя Еналея убиша. Тое же зимы воеваша Казанские Татарове около Нижнего Новаграда и Березополне, и Гороховец, и много крестьян изсекоша и поплениша. Того ж лета поставили на Балахне град Балахонцы собор, повелением царя и великого князя Ивана Васильевича Всея Руси.

1536 год. АНЛ, т.29 с. 132.

Февраля в 27 день приходили под город Сабеж Литовские воеводы… А в то время из города выгидоша –на них Великого Князя люди и многих людей Литовских побиша и знамена и варганы у них поимаша, они же с великим срамом от града отьидоша восвояси.

И князь Велики и его мати Великая Княгини велеша того ради поставити во граде том церковь Живоначальную Троицу, в ней три пределы: успение Пречистые да Покров да Сергия Чюдотворца.


1536 год. Начало царства, т.29 с. 27, 1965

О поезде Великого Князя х Троице..

Тое же весны июня 20 во вторник вторые недели петрова поста, выехал князь Великий Иван Васильевич, царь и государь Всея Русии, в третье лето государства своего с Москвы Впервые после отца к Живоначальной Троице в Сергиев Монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич… Молебна слушав и божественныя литоргии, и учредив игумена и горатию милостынею и кормом довольно, а на Москву приехал тое же недели в четверток.


1537 год. Хроника литовская, т.32 с. 108

Року 1537. Иван Васильевич царь и Великий князь московский умер, заставивши на своем месцу Василия, старшего сына своего, на царство Московское але в той час еще был дитиною уд опеце боярина настаршого Данила Семеновича Овчины, который то Овчина мел порозумение з царицою вдовою, для чого великое велти замешане в той час было на Москве и шкодливые ростируи, много князев и бояр помордовано.


1537 год. Хронологическая летоп., т.33 с.136

Поймал князь великий дядю своего князя Андрея Ивановича на Москве и посади его на заднем дворе в полату сентября; того ж месяца преставись.


1537 (7045) год. Новг., 2-я л. /3

В лето7045, на весне; князь Андрей Иванович, с женой с детьми, из вотчины из Старици ходил в Новгородскую землю, а хотел Новгород засести, а стал В Яжолобицах. И Владыка Новгородской Макарей, и наместники, и вси Новгородци, его в Новгород не пустили, а встречу его посылали. Из Новгорода воеводу и дворецкого Новгородского Ивана Никитича Бутурлина, со многими людьми и с пушками, а стоял Мван с нарядом на Броничи.

А с Москвы князь Велики послал за ним воевод своих, многих, боярина своего конюшего князя Ивана Федоровича Овчину Телепиева, а иных многих; и воеводы, доехав его за Яжолобицами, в Тухолех, да взяли его на опас и к Москве с ним приехали. И князь Велики его, и его жену его и детей, поймал, и в заточение посадили в полате, а жену его и детей на Берсенев двор; а боярина его князя Федора Прочского, да шурина его князя Ивана Кривого Хованского, да Умного Колычева, да трех князей Ленских, да князя Бориса Палецкаго, казнил торговою казнию, а смертную казнь отдал для богомольца своего митрополита.


1537 год. Волог. – пермск. Лет.,с. 318

И приехал князь Ондрей иванович на Москву июня, в четверг, а в суботу князь Великий мван велел князя Ондрея поимати, и на очех у великого князя не был, и посадил его в крепь на задний двор в полату, где сидел брат его князь Юрья иванович, а княгиню его с сыном посадили на берсеневском дворе, а бояр его, князя Федора Проинского да князя Ивана Федоровича Хаванского, да Ивана ивановича Умного Колычева, да двух князей Чернятинских, велел переимати, и иных многих детей боярских княж Ондреевых переимаша и по городом розослаша.


1537 год. Воскресенская летопись с. 294

«И князь Велики и его мати Великая княгиня на князя Ивана на Овчину о том словесную опалу великую положили…»


153 год. Начало царства, т.29 с. 30

В лето 7046-е сентября… в 29 день, в субботу выехал князь Великий Иван Васильевич Всея Русии и с своею матерью Великою Княгинею Еленою и з братом с своим со князем Юрием помолитися Живоначальной Троице и чюдотворцу Сергию Преподобному и молебна слушать и божественныя литоргии, учредив игумена и братию милостынью и кормом, а на Москву приехал октября 17.


1538 год. Холмогорская летоп., т.33 с. 136

Поймал князь Великий Иван Васильевич князя Ивана Федоровича Овчину на Москве и посади его на заднем дворе в полату октября. Того ж месяца и преставися.


1538 год. Волог – перм л., с. 318

В лето 7046… весны князь Великий Иван Васильевич Всея русии велел поимати князя Ивана Федоровича Оболенскаго Телепнева Овчину и велел его посадити в крепость в полату на заднеи двор, и туто и и преставися.


1538 год. Воскресенская л., с. 295

«В лето 7046 апреля 3 в среду пятые недели святого поста, в 2 часа дни, преставися благовернаго Векикого князя васиоия Ивановича благоверная Великая княгини Елена, княже Васильевна дщи Лвовича Глинскаго; а положена бысть в церкви възнесениа Господа нашего исуиа Христа Възле Великую княгиню Софию Великого князя Ивана Васильевича.


1538 год. Новгор. 4 ., с. 616

«В лето 7046. Приходил к Новагороду. Того же году в осень князь великий Иван Васильевич Всея Руси ополелся на детей боярских, которые отъехали к князю Андрею Ивановичу, к его дяде, как он шол к Великому Новгороду и велел их государь казнити, везучи из Москвы по Великой догозе и до Великого Новагорода, а в Новагороде казнили пятерых, октября 7 день.


1538 год. АНЛ., т. 29, с. 135

Апреля в 3 день в среду пятыя недели святаго поста во 2 час днипреставися благовернаго Великого Князя Василия Ивановича Благоверная Великая Княгини Елена, княже Васильевна дщи Лвовича Глинскаго. А положена бысть во церкви Вознесения Господа нашего Иисуса Христа возле Великую княгиню Софию Великого Князя Ивана Васильевича.


1538 год. Начало царства, с. 33

Того же месяца (сентября) 22. В неделю выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии с Москвы к Живоначальной Троице. В Сергиев Монастырь к чюдотворцовой памяти Сергееве помолитися, а с ним брат его Князь Юрьи Васильевич… А на Москву приехал того же месяца 29, в неделю.


1538 год. НТЦ, с. 34, т. 29

Тоя же осени декабрия в 26 послал Князь Великий в царствующий город к Турецкому салтану Федора Григорьевича Адашева з грамотою, да соколника с кречаты по солтанову прошению; а к патриарху и в святую гору и в Синайскую гогу и в Селунь и в монастыри с своею милостынею торговых людей да с ними же вместе отпустил князь Велики салтанова человека Андреяна.


1539 год. Волог. – перм. л., с. 318

В лето 7047. Октября князь великий Иван Васильевич велел казнити смертною казнию диака своего Феодора Мишурина, у тюрем головы съсечи.

Тоя же зимы князь великий Иван Васильевич сослал Даниила митрополита с митрополии и послал его в Осифов манастырь. Тоя же зимы поставлен на митрополию Иосафь, игумен Троецкой, Скрыпицын, из Сергиево манастыря.


1539 год. НТЦ, т. 29, с.34

Тоя же зимы генваря 25, в суботу, приехал к Великому Государю ивану Васильевичу Всея Русии на Москву из его отчины из Великого Новагорода богомолец его архиепископ Макарей Великаго Новагорода и Пскова


1539 год. НТЦ, т. 29, с. 34

О поставлении Иасафа на митрополита

Тое же зимы великий государь самодержец Иван Васильевич Всея Русии послал по свех архиепископов и еписктпов, иже под его государством; и сшедшимся архиепископом и епископом в пречистый и царствующий град Москву, и быв взысканию довольну о митрополите, и божественными судьбами, по благодати Святаго Духа, и Великаго Государя Самодержца изволением, и советом архиепископов и епископов и всего священного собора Великия Русия, избран и наречен на митрополию Иасаф Скрипицын игумен Сергиева монастыря живоначальныя Троицы.


1539 год. НТЦ, т. 29, с. 34

Того же месяца (февраля) 9, в третою неделю великого поста, повелением Великого государя Ивана Божией милостию самодержца Всея Русии избран и поставлен Иасафом митрополитом Всея Русии игумен Ферапонтова монастыря Феропонт епископом в Суждаль.


1539 год. НТЦ, т. 29, с. 34-35

Тое же зимы месяца марта 16, в четвертую неделю Великого поста, повелением Великого государя Ивана Васильевича Всея Русии избран и поставлен Иасафом митрополитом Всея Русии в Смоленск епископом Туреи Заболоцкоий.


1539 год. НТЦ, т. 29, с. 35

(…) месяца 22, в четверток 7 недели по Ласуе, выехал Князь Велики Иван Васильевич Государь Всея Русии с Москвы к Живоначальной Троицы в Сергиев Монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да многие бояре и дворяне, а на Москву приехал того же месяца 28, в среду.


1539 год. НТЦ, т. 29, с. 35

Того же месяца сентября 22, в понедельник, выехал князь Великий Мван Васильевич с Москвы к живоначальной Троице в Сергиев монастырь к чюдотворцовой памяти помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да бояре; и слушав князь Великий Всенащнаго и заутрени и молебна и литургии, и учредив игумена и братию милостынею и кормом довольно, а на Москву приехал того же месяца 28, в суботу.


1540 год. Пискаревский летописец, с. 173

В лето 7048 генваря принесены быша ото Ржевы на Москву две иконы чюдотворные, образ Пречистыя Одетитрее, а другая икона крест честный. И встретоша чюдотворныя иконы со кресты преосвященный Иосаф митрополит со всем свещенным собором, и князь Велики иван Васильевич Всея Русии з братом своим со князем Юрьем, и з боляры, и со всем народом близ Новаго манастыря митрополича. И повеле князь велики на том месте храм поставити во имя Пречистыя Богородицы.


1540 год. Воскресенская л., с. 295

«В лето 7048, генваря, принесены быша ото Ржевы на Москву две иконы чюдотворные: образ Пречистые Одигитрие, а другая икона Крест Честный; и встретоша чюдотворныя иконы с кресты пресвященный Иасаф митрополит с всем священным собором, и князь велики Иван Васильевич Всея Русии з братом своим с князем Юрием, и з боляры и с всем народом близ новаго монастыря митрополита, и повеле князь Великий на том месте храм поставити в имя Пречистыя Богородицы.


1540 год. АНЛ, т. 29, с. 135

В лето 7048 –е. Февраля в 3 день принесены быша омо Ржевы на Москву две иконы чюдотворные, образ Пречистые Одигитрие, а другая икона Крест Честный. И сретоша чюдотворные иконы со священным собором и Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии з братом своим со князем Юрием и з бояры и со Всем народом близ Нового монастыря митрополича. И повеле князь Великий на том месте церковь поставити во имя Пречистыя Богородицы.


1540 год. НТЦ, т. 29, с. 36

Тоя же зимы генваря в неделю принесены быша ото ото Ржевы на Москву две иконы чюдотворные: образ Пречистые Одигитрие, а другая икона Крест Честный; и встретоша чюдотворныя иконы с кресты пресвященный Иасаф митрополит с всем священным собором, и князь велики Иван Васильевич Всея Русии з братом своим с князем Юрием, и з боляры и с всем народом близ новаго монастыря митрополита, и повеле князь Великий на том месте храм поставити в имя Пречистыя Богородицы.

Да устроити попов и диаконов, а с образов тех чюдотворных повеле писати таковы же иконы и поставити в храме том.


1540 год. НТЦ, т. 29, с. 37

Тоя же весны июня 10, в четверток третим недели Петрова поста, выехал Князь Велики Иван Васильевич Всея Русии с Моквы к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич. А на Москву приехал того же месяца 15 во вторник четвертыя недели Петрова поста.


1540 год. НТЦ, т. 29, с. 38

Тоя же месяца 21 (сентября), во вторник выехал Князь Велики Иван Васильевич Всея Русии с Моквы к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич, да с ним были бояре… и многие князи и дети боярские. И слушав Князь Великий у чюдотворца Всенащнаго и заутрени и молебна и литугрии, и приговорил и пировал в трапезе з братом и з бояры,и приехал в свое село Воздвиженское, и на Москву приехал того же месяца 29, в среду.


1541 год. Псковская л., с. 188

Князь Великой Иван Васильевич пожаловал свою отчину Псков, дал грамоту сидити и пытати и казнити разбойников и лихих людей; и бысть псковичам в радость; а злыя люди разбегошася и бысть тишина; но не на много и паки Наместники премотоша; а то было добро велни по всей земли.


1541 год. Пискаревский л.,с. 173-175

А сам князь Велики поиде в Пречистую в соборную церковь и припаде к образу Пречистыя, и ю же Лука еувангелист написаша и пад на колени, проливая слезы, нача молитися: «О Пресвятая Госпоже Богородице, Владычице, покажи милость на роде християнстем. Помиловала еси прадеда нашего Великого князя Василия от нахождения поганых, от безбожнаго Темир-Аксака. Тако и ныне пошли милость твою на нас, на чада их, и избави нас и весь род християнский от безбожнаго царя Сафа-Кирея, прийде на мя и на всю Русскую землю похваляся. Пошли, царица, милость свою, да не ркут погании: «Где есть Бог их, на него же уповают?» и где ко гробу Петра чюдотворца и з братом своим со князем Юрьем, и начат слезы источати, и чюдотворца на помощь призывати, ирече: «О чюдотворный Петре! Призри на нас сирых. Осталися есми от позухи отца своего и от чресл матери своея млады, неоткуду себе на земли утехи не имеем. И ныне прииде на нас Великая натуга от Бусурменства. И тебе подобает о нас молитися! А вжегтя Бог, нам светлую свещу, и постави на свещницы. Тебя даровал Бог роду нашему и Всему православному Хритианству крепкого стражаЮ не остави нас во время скорби нашея. Помоли о нас Бога и о Всем роде христианстем, да избави нас от поганых. И иде в церковь и начат со слезами молитися, и прикладыватися к святым иконам. И благословение Взем и отца своего Иосафа митрополита. И поиде на свой двор. А отцу своему Иосафу митрополиту повеле с собою идти. И прииде в полату и деже с бояры сидяще. И рече отцу своему Иосафу митрополиту: «Веси, отче. Настоящую сию беду на ны, яко царь крымский приде на землю нашу, к Оке реке на берег. Многие орды с собою совокупи. И ты посоветуй о нас з бояры: зде ли нам. В городе быти или выйти?».

и рекоша бояре на одну речь. Что с малыми государи вскоре лихо промышляти, быти Великому князю в городе. И князь Велики, выслушав речь у митрополита и у Бояр. И призвал к себе прикащики городовые, и велел запасы городские запасати…

люди же градские с великим хотением начаша прилежно делати, а меж себя совещаша за святыя церкви и за государя Великого князя и за свои домы крепко стояти. И головы своя класти…

Воеводы же, прочев грамоту Великого князя. Начат благ совет советовати: «Писал к нам государь наш князь Великий Иван, чтоб меж нами розни не было, а нам бы ему послужити и христианство пострадати. Мы же, братие, укрепимся меж себя любовию и помянем жалование отца его Великого князя Василья. А государя нашего Великого князя Ивана не бе ешо пришло время самому вооружатися и против царей стояти, не свершен еще леты; послужим государю малу, а от Великого честь принесем, а по нас и дети наши. Постражден за государя и за веру христианскую! А нечто хотенье наше Бог совершит, и мы не токмо зде славы улучив, но и в дальных странах; а не бесмертны есмя, смертны, а кому лучится за веру и государя до смерти пострадати, ино у Бога незабвенно будем, а детем нашим от государя воздаяние будет.


1541 год. Пискаревский л., с. 178

Тое же осени декабря … ( 21) во вторник пожаловал князь Великий Иван Васильевич Всея Русии по печалованию отца своего Иосафа митрополита и бояр своих: князя Володимира Андреевича и матерь его княгиню Ефросинию, княж Ондреевскую жену Ивановича из четства выпустил и велел быти князю Володимиру на отца его дворе на князь Ондреевском Ивановича с матерью; из углецкого со князь Андреева сына Васильевича со князя Дмитрея тягость сняти.


1541 год. Воскресенская л., с. 297

«А сам князь Великий пойде в пречистую соборную церковь, и припаде к образу Пречистыя, юже Лука евангелист написа, и пад на колени, проливая слезы, нача молится: «О, Пресвятая госпоже Богородице владычице! Покажи милость на роде христианском! Помиловала еси прадеда нашего Великого князя Василия от нахождения поганых, от безбожнаго царя Темир Аксака, тако и ныне пошли милость свою на нас на чада их, и избавити нас и весь род христианский от безбожнаго царя Сафа Кирея, прийде на мя и на Всю Русскую землю похваляся; пошли Царици милость свою да не ркут погани: гле есть Бог их, на него же уповают?» и иде к гробу Петра чюдотворца и с братом своим с князем Юрьем, и начат слезы источати и чюдотворца на помощь призавати, и рече: «о чюдотворный Петре! Призри на нас сирых; осталися есми от пазухи отца своего и от чресл матере своея млады, ни откуды себе на земле утехи не имеем; и ныне прииде на нас великая натуга от бесерменства, и тебе подобает о нас молитися, а вжет тя Бог нам светлую свещу поставити на свещницы, тобя даровал Бог роду нашему и всему православному христианству крепкого стража, не остави нас в время скорби нашея, помоли о нас Бога и о всем роде христианстем, да избавит нас от поганых». И иде в церковь и начат с слезами молитися и прикладыватися к святым иконам, и благословение взем у отца своего Иасафа митрополита и поиде на свой двор, а отцу своему Асафу митрополиту повеле с собою идти. И прииде в полату идеже з бояры сидяше, и рече отцу своему Асафу митрополиту: «Веси, отче, настоащую сию беду на ны, яко царь Крымской прииде на землю нашу к Оке реке на берег, многие орды с собою совокупи; и ты посоветуй о нас з бояры: зде ли нам в городе быти или выйти?

И начаша бояре говорити: «и наперед того за грехи наши попущал Бог бесерменство на христианство; цари под Москвою стаивали, а великия князи в городе не сиживали».

митрополит же рече: «(стр.298) А съежали Великие князи с Москвы того для, чтобы, събрався с людми, Москве же пособляти и иным городом; а у Великого князя ныноча в Володимири многие люди… (Великие князи с Москвы съежживали, а в городе дяд и братью свою оставливали; князь Великий Дмитрей с Москвы съехал, а брата своего и крепких воевод не оставил, и над Москвою, каково сталося? Господи от таковы беды защити и помилуй!)… просити у Бога милости, а есть кем великого князя дело беречи и Москве пособляти. А с малыми государи, не умыслив места, как ими промышляти? Положити Влкого князя на Бога, и на Пречистую Его Матерь и на чудотворцов Петра и Алексия, а те о Русской Земле и о наших государех попечение имеют, а отец его князь Великий Василей тем чюдотворцем Петру и Алексею сына своего Великого князя ивана и на руки дал». И бояре съшди все на одну речь: что с малыми государи вскоре лихо промышляти, быти великому князю в городе…» и князь Велики, выслушав речи и отца своего Иасафа митрополита и у бояр, и призвал к себе прикащики городовые и велел запасы градские запасы, пушки и пищали по местам ставити, и по воротом и по по стрелницам и по стенам люди росписати, и у посада по улицам надолобы делали; людие же градские с Великим хотением начаша прилежно делети, а меж себя завещеше за святые церкви, и за государя великого князя и за свои домы крепко стояти и головы своя класти.

Князь же Великий вскоре посылает… диака своего ивана Федорова, чтобы за православное христианство крепко пострадали, а розни бы меж ими не было послужили бы Великому князю все заодин, поберегли бы того накрепко,… «а перелезет царь за реку, и вы бы за святые церкви и за христианство крепко пострадали, с царем дело делали сколко вам Бог поможет, а яз не токмо вас рад жаловати, но и детей ваших; а которого вас Бог возмет, и аз того велю в книги животныа написати, а жены и дети жаловати».

Въеводы же прочет грамоту Великого князя, начят с слезами благ съет съвбтовати: «писал к нам государь нан князь Велики Иван, чтобы меж нами розни не было, а нам бы ему послужити и за хрестианство пострадати; мы же, братие укрепимся мкж себя любовию и помянем жалование отца его Великого князя Василия, а государя нашего Великого князя Ивана не бе еще пришло время самому въоружатися и против царей стояти: не съвершем еще леты; послужим государю малу, а от Великого честь примем, а по нас и дети наши; постражем за государя и за Веру христианскую а нечто хотение наше Бог съвершит, и мы не токмо зде славы улучим, но и в далных странах, а не бесмертны есмя смертны; а кому лучится за Веру и за государя до смерти пострадати, ино у Бога незабвено будет, а детем нашим от государя въздание будет».

А которым въеводам меж себя и роскол был, и начаша с смирением и с слезами прощатися и о Христе целование подпвати, и совъкупитися любовию вси единомыслено страдати за государя и за христианство.

Воеводы же слышавше от Великого князя войска что хотят государю крепко служити и за православную Веру головы свои класти, и обрадовашася радостию великою, и обретоша словеса их яко некое сокровище».


1541 год. АНЛ, т. 29, с. 135 – 140

О приходе Крымскаго царя Саил – Гирея на Русскую землю


1541 год. АНЛ, т. 29, с. 140

Того же месяца (сентября) 22 день, в четверг, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь к чюдотворцовой памяти Сергиевой помолитис, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да множество бояр. и слушав Всенощного и заутрени и молебна и литоргии и учредив игумена и братию милостиною, а на Москву приехал того же месяца 29 день в четверг.


1541 год. НТЦ, т. 29, с. 39

Тоя весны маия … князь Иван Федорович Бельский вил челом Иосафи митрополиту чтобы печаловался Великому Князю о брате его о князе Семене о Федоровиче о Бельском, чтоб Великий Государь пожаловал, гнев свои отложил и проступки его отдал, что он по грезом с свое молодости от Великого князя печаловался князю Семени, хочет гнев свои отложити и проступки его отдати.


1541 год. НТЦ, т. 29, с. 41

Того же месяца (сентября) 22 день, в четверг, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь к чюдотворцовой памяти Сергиевой помолитис, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да множество бояр. и слушав Всенощного и заутрени и молебна и литоргии и учредив игумена и братию милостиною, а на Москву приехал того же месяца в четверок.


1541 год. НТЦ, т. 29, с. 41

Тоя же зимы декабря 25 в неделю на Рожество Христово, пожаловал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии по почалованию отца своего Иосафа Митрополита Всея Русии и боляр своих князя Володимера Андреевич и его матерь княгиню Ефросинию, очи свои им дал видети, да и вотчину ему отцу его отдал. А велел у него быти бояром иным и дворецкому и детем быти бояром иным и дворецкому и детем боярским дворовым не отцовским.


1542 год. Прибавл. К Новгор. 2-й летописи, с. 185

Лета 7050. Поставлен бысть архиепископом Великиму Новграду и Пскову игумен от Спаса с Хутыни, именем Феодосий, а поставил митрополит Макарин. При сем архиепископе Феодосии был князь Великий Иван Васильевич в Великом Новеграде, с братом своим князем Георгием и с Володимиром Андреевичем; а приехал в Великий Новград лета 7055 (1547), месяца наября в 14 день в неделю, на память святого апостла Филипа, и стоял в Новеграде 10 дний и в 11 день, в среду, поехал во Псков, а обедни слушал на Владычне дворе на сенек у Евдиния преподобного; а брат его благоверный князь Георгий Васильевич поехал совладычня двора во Псков после Великого князя на третий день, в пяток, обедни слушал на владычне дворе на сенех у Рождества Христова.


1542 год. 3-я Новгород, с. 250

«того же лета заложиша церковь каменну в Великом Новеграде на Городище, архангела Михаила, повелением Великаго князя Иоанна Васильевича Всея Росии, и митрополита Макария Всея Росии, и архиепископа Феодосия Великаго Новаграда и Пскова.


1542 (7050) год. Новгородская 2-я летопись, с. 148

И бысть Макарие архиепископом в Новегороде 16 лет и взяша его к Москве на митрополию лета 7050, месяца марта при державе великого князя Ивана Васильевича Всея Руси самодержца.

Того же лета 7050 поставлен бысть архиепископом Новугороду и Пскову игумен от Спаса с Хутыни именем Феодосий, а поставил его митрополит Макарей. При сем архиепископе, Феодосии был князь Великий Иван Васильевич в Великом Новегороде, с братом своим благоверным князем Георгием и с другим братом своим с Володимером Андреевичем.


1542 год. Новгород. 2-я летопись, с. 150

«В лето 7050, месяца февраля 27 день, на память преподобнаго отца нашего Прокофья исповедника Декаполита, взят бысть преосвященный архиепискуп Макарей, из Великого Новагорода, государем нашим Великим князем Виша его Митрополитом на Москве, на Осафово место, месяца марта 19, на память святых мученик Хрисанфа и Дарии.




1542 год. Новгород 2-я летопись

В лето 7050, месяца июня в 8 день, на память святаго Великаго мученика Прокопия, покрывали церковь святое Благовещение новым тесом, и потоки новый, повелением Великого князя Ивана Васильевича.


1542 год Пискаревский л., с. 179

Лета 7050 декабря в 25 день в неделю на Рожество Христово пожаловал князь Велики по печалованию Иоасафа, митрополита Всея Русии, и бояр своих: князя Володимера Андреевича и его матери княгиню Ефросинию, очи свои дал видети да и вотчину ему отца его отдал.


1542 год АНЛ, т. 29, с. 142

Того же месяца (марта) 9 день, в четверток, приехал к Великому Князю на Москву богомолец его Архиепископ Макарей Великого Новогородв и Пскова.


1542 год АНЛ, т. 29, с. 142

тоя же весны, месяца маия 25 в четверток 7 недели по Пасце, выехал Князь Велики Иван Васильевич Всея Русии к Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да князь Вламимер Андреевич и многие боляре и князи, а на Москву приехал того же месяца 31 день.


1542 год АНЛ, т. 29, с. 142

Того же месяца (июля) 15 отпустил Князь Великий своего богомольца архиепископа Феодосия Новградцкого в свою отчизну Великий Новград.


1542 год АНЛ, т. 29, с. 143

того же месяца (сентябра0 21 день, в четверток, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии с Москвы к Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь к цудотворцовой памяти помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич, а оттоле был в своих селех в слободе и в Олешне и в Озерецком, а на Москву приехал октября в 17 день во вторник.


1542 год АНЛ, т. 29, с. 143

Тоя же осени, декабря 8 день в пяток, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии помолитися в Боровеек и в Можаеем и на Волок, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да князь Володимер Андреевич и многие бояре, и на Москву приехал того же месяца 20 день в среду.


1542 год. НТЦ, т. 29, с. 42

того же месяца (марта) 9, в четверток, приехал к Великому князю на Москву богомолец его архиепископ Макарий Великаго Новагорада и Пскова. По благодати светаго Духа избранием святительским и изволением Великого Князя Ивана Васильевича Всея Русии наречен на митрополию Макареи, архиепископ Великаго Новогорода и Пскова. Марта 16, в четверток 4 недели святого поста возведен на двор митрополичь, а поставлен на высокий престол первосвятительства Великия Росия на митрополию того же месяца 19, в неделю 4 святого поста.


1542 год. НТЦ, т. 29, с. 43

Того же месяца маия 25, в четверток 7 недели по Пасце выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси к Живоначальной Троице В Сергиев монастырь помолитися, а с ним братья его князь Юрьи, да князь Володимер Андреевич и многие бояре и князи, а на Москву приехал того же месяца 31.


1542 год. НТЦ, т. 29, с. 44

Того же месяца маия 25, в четверток 7 недели по Пасце выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси к Живоначальной Троице В Сергиев монастырь помолитися, а с ним братья его князь Юрьи Васильевич. И оттоле был во своих селех в Слободе и в Олешне и в Озерецком, а на Москву приехал октября 17, вторник.


1542 год. НТЦ, т. 29, с. 44. О поезде Великого Князя в Боровск

Тоя же осени декабря в 8 в пяток выехал князь Велики Иван Васильевич Всея Русии помолитися в Боровск и в Можаеск и на Волок, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич, да князь Володимер Андреевич и многие бояре. А на Москву приехал того же месяца 20, в среду.


1542 год. Пискар. л.,с. 179

Тоя же зимы генваря в 2 день поиман бысть боярин князь Иван Федорович Бельской без Великого князя ведома советом боярским для того, что государь у себя в приближеные держал и в первосоветникех, да митрополита Иосафа. И бояре с том вознегодовали на князя Ивана и на митрополита и начаша злосоветовати, своими советниками, а со князем Иваном Шуйским обсылатися в Володимер…

и был мятеж велик в то время на Москве, и государя в страхование учиниша; митрополита сослаша в Кирилов монастырь… без великого князя ведома, боярким самовольством князя Ивана Бельского убили.

Того же месяца 9 в четверток приехал к Великому князю на Москву богомолец его архиепископ Макарей Великого Новаграда и Пскова. По благодати Святого Духа, избранием святительским, позволением Великого князя Ивана Васильевича Всея Русии наречен на митрополию Макарей, архиепископ Великого Новаграда Пскова марта в 16, в четверток 4 недели святого поста, возведен га двор да митрополитии, а поставлен на высокий престол тожо то месяца в 19 день.

Того же месяца в 25 день послал князь Велики Иван Васильевич Всея Русии попов своих в Литву к королю Жигимонту боярина своего Василия Григорьевича Морозова да дворецкого углецкого и колужского Феолора Семеновича Воронцова, да дьяка Постника Гувина з грамотами с перемирными, на которых королю и королевичу крест целовали.


1543 год. АНЛ, т. 29, с. 144

Тоя же зимы декабря 29 день, Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии на мога того терпети, что бояре безчинство и самоволие чинят без Великого Князя веления своим советом единомысленных своих советников многие убийства сотвориша евоим хотением и перед Государем многия безчиния и Государю безчиния учиниша и многие неправды земле учиниша. В Государеве младости и Великий Государь велел поймати первосоветника их князя Андрея Шуйского и велел его предати псарем. И псари взыша и убиша его влекуше к тюрмам притиву Ворот Ризноположенских в граде. А советников его разослал, князя Федора Шуйского, князя Юрья Темлина, Фому Головина и иных, и от тех мест начали бояре боятися от Государя страх имети и послушание.

1542 год. НТЦ, т. 29, с. 45

Того же месяца (сентября) 16, в неделю, выехал Князь Велики Иван Васильевич Всея Русии к Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь помолитися чюдотворноцовой памяти Сергиеве, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич и бояре.

А оттоле на Волок и в Можяеек, а на Мосвку приехал ноября 30 дня , во вторник.


1543 год. ЧТЦ, т. 29, с. 45

Тоя же зимы декабря 29 князь Велики Иван Васильевич Всея Руси не мога терпети, что бояре безсчинье и самовольство чинят без Великого князя веления, своим советом единомысленных своих советников многие убийства сотвориша своим хотением и многие неправды земле учиниша а государеве младости. И Великий Государь велел поймати первого советника их князя Ондрея Шюйского и велел предати псарем. И псари взяша и убиша его влекуще к тюрьмам против ворот Ризположенских в городе.


1544 год. Холмагорская летопись, т. 33, с. 136

Поимати князя Андрея Шуйского и затравили. Князь Великий Иван Васильевич отпустил посла своего в Крым Ивана Васильевича Полева. Тое же зимы князь Великий послал воевод своих к Казани.


1544 год. Пискар. л.,с. 179

В лето 7052 сентября в 2 день Великого князя бояре взволновашеся между собою перед Великим князем и перед митрополитом в столовой избе и великого князя на совете князь Андрей Шуйский да Кубенские и иные их советницы изымаша Феодора Семенова сына Воронцова за то, что Великий Государь жалует и бережет, биша его по ланитами и платы на нем ободраша и хотеша его убити.

И едва у них митрополит умолити от убийства.

Тоя же зимы декабря в 29 день князь Велики Иван Васильевич Всея Руии, не мого терпети, что бояре бесчиние и самовольство чинят без Великого князя веления своим советом единомысленных своих советников, многия убийства сотвориша своим хотением и многие неправды земле учиниша в государевой младости, и Великий государь велел поимати первого советника их князя Андрея Шуйского и велел его предати псарем.


1544 год. ЛНЛ, т. 29, с. 145

Тоя же зимы, марта 3 день, в понедельник 2-я недели святого поста, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии помолитися Живоначалной Троицы в Калязин монастырь и к чюдотворцу Макарию, а с ним брат его князь Юрьи и боляр множество. И молився Князь Великий и удоволив игумени и братию милостынею и кормом довольно, и оттоле поехал на свою государскую потеху в Заболотие на медведи, а оттоле к Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь, а на Москву приехал того же месяца 18 во вторник.


1544 год. АНЛ, т. 29, с. 145

В лето 7053 (в летописи ошибка, необходим 7052г.) декабря 16 день, положил Князь Великий опалу свою на князя на Ивана на Кубенского за то, что они Великому Князю Государю не доброходствовали и его государству многих неправды учинили, и Великое нездоимство учинили и многия мятежи, и бояр многих без Великого Государя веления поимали и побили. И Князь Великий велел его, поимав, сослати в Переславль и посадити за сторожи и со княгинею, а посадиша его на княже Андреевских детей Углецкого дворе, где они сидели.


1544 год. НТЦ, т. 29, с. 46

Тоя же зимы, марта 3 день, в понедельник 2-я недели святого поста, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии помолитися Живоначалной Троицы в Калязин монастырь и к чюдотворцу Макарию, а с ним брат его князь Юрьи и боляр множество. И молився Князь Великий и удоволив игумени и братию милостынею и кормом довольно, и оттоле поехал на свою государскую потеху в Заболотие на медведи, а оттоле к Живоначальной Троицы в Сергиев монастырь, а на Москву приехал того же месяца 18 во вторник.


1545 год. Мазуринский летописец,с. 130

Лета 7053 сентября на совете Великого князя бояре взволновашеся между собою перед Великим князем и перед митрополитом в столовой. Князь Андрей Шуйский да Кубенские и иные их советникы изымаша Феодора Семенова Воронцова биша его по ланитами и платы на нем ободраша и хотеша его убити и едва митрополит умоли их. Они же с сеней Великого князя биюще и биюще тако же и иных. Великий князь первое начат казнити их и предати псарем. Псаре же емше его и влекуше к тюрьмам, убиша, асоветников его разосла по градам по тюрьмам. И от тех мест бояре начаша боятися Великаго князя и страх имети.


1544 год. ДНЛ, т. 29, с. 145

Начало Казанской войне от Царя и Великого Князя Ивана Васильевича

Тоя же весны, апреля, послал Князь Великий в большем полку воевод своих… к Казани легких делом в струзех… и Божиею милостию Великого Князя воеводы на Казанския земли пришли со всеми людми здравы.

И Государь воевод и детей боярских жаловал Великим своим жалованием: хто о чем бил челом, тех всех по их челобитию жаловал, и у самого бо благородственное хотение за православие страдати. И оттоле начаша рознь быть в Казани, царь почал на князей неверку держати «Вы деи приводили воевод великого князя», и чнал их убивати. И они поехали многие на Казани к Великому Князю, а иные по иным землям.


1545 год. НЦТ, т. 29, с. 46

О Казансокй войне как началася от Великого Князя Ивана

Тоя же весны апреля послал Князь Великий Воевод своих князя Семена Ивановича Микулинского Пункова с таварыщи к Казани лехким делом в струзех… И воеводы Великого Князя князь Семон с таварищи пришел к городу Казани людей Казанских многих побили и кабаки царевы пожгли… И Божиею милостью Великого Князя Воеводы изс Казанские земли пришли со всеми людьми здравы. И Государь воевод и детей боярских жяловал Великим своим жяловагием, хто о чем бил челом, тех Всех по их челобитию пожаловал. И у самого благородственное хотение за православие страдати. И оттоле начаша рознь быти в Казани, царь почал на князей неверку держяти: «Вы, де, приводили воевод Великиго князя», и чиял их убивати. И они поехали многие на Казани к Великому князю, а иные по иным землым. (в АНЛ – т. 29, стр. 145 (62))

1545 год. НТЦ, т. 29, с. 47

О поезде Великого князя по монастырем

Тоя же весны мая 21, в четверток седмыя недели по Пасце, поехал Князь Велики в Сергиев монастырь к празднику к Живоначальной Троицы молитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич да князь Володимер Андреевич. И у праздника Живонялныя Троицы слушав всенощного и заутрени и в трапезе удоволив игумена и братию кормом и милостынею довольно. И от Троицы поехал со чюдотворцем молитися в Переславль и с Переславля отпустил братию свою к Москве, а сам поехал в Ростов и в Ярославль и на Белоозера. В Кирилов монастырь и в Ферапонтов, и на Вологду и к Спасу на Прилуце и в Корнильев и в Павлов, и к Борису-Глебу на Устию. И во всех тех монастырех кормил и милостынею удоволил, а на Москву приехал месяца июля в 7 день. (АНЛ стр. 145 – 146)


1545 год. НТЦ, т. 29, с. 47

В тело 7054. Сентября 3 велел Князь Великий Иван Васильевич казнити Афанасия Бутурлина, урезати языка ему у тюрем за его вину, за невежливое слово (АНЛ: стр.146) (65)


1545 год. НТЦ, т. 29, с. 47

Того же месяца сентября 15, во вторник, выехал Князь Великий Иван Васильевич Всея Руси к Живоначальной Троицы в Сергием монастырь к чюдотворцовой памяти помолитися, а с ним брат его князь Юрьи Васильевич. И слушав Князь Велики всеношного и и заутренни и молебна и литоргии и учредив игумена и братию кормом и милостынею довольно. И оттоле поехал князь Велики з братом своим на свою царскую потеху в слободу. А из слободы велел князь Велики ехати брату своему князю Юрью в Можяеск, а сам князь Великий поехал на Москву октября 5 и положил опалу на бояр своих за их неправду на Шюйского и на князя Александра Горбатого и на Федора на Воронцова и на князя Димитрия в Можайск того же месяца октября 9, а на Москву приехал князь Велики ноября 14.

Тоя же осени декабря пожяловал князь Велики бояр своих князя Ивана Кубенскаго (и иных). (АНЛ: стр.146 (66))


1546 год. Постниковский л-ц, т. 34, с.28

Лета 7055 сентября в 16 день поехал князь Велики и з своею братьею, со князем Юрьем с князем Воадимером, к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь молитися. А оттоле приехав, был на Москве в Воробьеве два дни, а из Воробьева был на Волоке во Ржеве да в Старице, а из Старицы во Трери. А изо Тфери на подводах гонял, был в Новгороде в Великом да во Пскове, да во Псковском же уезде у Пречистые в печерах. И даде к Пречистой в Печеры 90 деревень. А от Пречистые ис Печер был во Псковском пригородке в Вороначе у Бориса у Сукина, что был наместником на Воронаце». А щ Воронача был во Пскове, а из Новгорода у Пречистыя на Гиквине. А от Пречистые от Тихвинские прамо на Волочек. И пригнал на Москву на подводах декабря в 10 день в третьем часу нощи с суботы на неделю безвестно. От пречистыя от Тихвинские к Москве в пол – 4 дни перегнал для того, что чаяли по полоняниковым вестем крымского царя или царевичев к Москве.

Да и того дня . что ис Казани Кадыш князь и вся земля прислали к Великому князю к Москве трех татаринов с тем, что оне царя казанского Сафа-Кирея в городе в Казани осадили, только у него его людей 70 человек. И князь Великий прислал бы с ним своих людей. А велит им князь Велики поймав царя к себе прислати. И оне пришлют. А велит его в Казани убити, и они его убьют.


1546 год. Псковская л., с.189

В лето зне Князь Великий Иван Васильевич да брат его князь Георгий, быша в Новгороде и во Пскове месяце декабря 28 день в неделю; и во Пскове месяца декабря 28 день в неделю; одну ночь ночовали, и на другую ночь на Вороночи были; а третью ночь были у Пречистей в Печерах; паки во пскове в среду; и был немного и поеде к Москве, с собою взем Князя Володимера Андреевича; а князь Юрий брат его оста, и той был не много, и пойде и той к Москве а не управив своей отчины ничега.А князь Великий все гонял на меках; а христианам много протор и и волокнок учинили.


1546 год. Постниковский л-ц.,т. 34, с.28

Декабря же в 13 день, в понедельник, начат князь Великий Мван помышляти женитися. И советовал о том со отцом своим Макарием, митрополитом Всея русии. И митрополит о том назавтрее того во фторок после заутрени у соборные у Пречистые церкви молебны пел. Да во вторник у митрополита все бояре были, и те, которые в опале были, по митрополиче по них посылке. И с митрополитом все юояре у великого князя были, и выидощя от Великого князя радостны. И декабря в 17 день, в пятницу, был у великого князя митрополит и все бояре. Князь же Великий перед бояры рече митрополиту: «Милостию Божиею и Пречистые его царици Богоматери и Ионы, и Сергия чюдотворца, и всех русских чудотворцев молитвами и милостию, положа на них упование, а у тебя у отца своего благословлся, помолил есми, женился. И я по твоему благословению умыслил и хочу женитися. Где ми Бог благостовит и пречистая его Боггомати, чюдотворци Руские земли. А помышлял есми женитися, в иных государствах, у короля у которого или у царя у которого. И я. Отчу, тое мыслити отложил для того, что я отца своего государя Великого князя василия и своей матери из иного государства, и у нас нечто породы будут розные, ино межу нами тщета будет. И я. Отче умыслил: «Митрополит же и бояре от радости заплакаху, видящи такова государя млпда суща, а ни с кем советуща, розвее Божия помысла, таков благ помысл хотяще исполнити. И рече ему митрополит: «Бог тебе, царя и государя, и Пречистыя его Богомати и все чюдотворци благословляют такой Великой и добрый помысл соврешити. Да и я, такой грешный, благословляю тебе женитися. Где, государь, умыслишь по Божью строению. А буди на тебе, на государе, Божия милость , наше грешных благословение и съвръши Бог твою мысль исполнему в благое дело. Декабря же в 19 по Великого князя приказу во все городы во все приказы разослати к ключником, которым оела дворцрвые приказаны, и ко всем посельским грамоты. Декабря же в 22 день розослал князь Велики во все городы Московского государства окольничих и княжат, и боярских детей сверстных, и диаков введеных и дворцовых. А в Новгород и во Псков послал окольничего Ивана Дмитриевича Шепка, а с ним тамошних диаков смотрити у князей и у детей боярских доречей. А которые при великом князе бояре и князи, и боярскин дети, и княжата и князь Велики сам у них их дочерей смотрил, и пожаловал и нарек себе в великие княгини Романову дочь Юрьевича Захарьича Настасию. И велел ей быти на своем дворе в своих полатах. А у ней велел быти матери ее Ульяне Романове жене Юрьевича, да княгине Настасье княж Василья Васильевича Шуйского, да бабке своей княгине Анне княж Василья Глинского.

Февраля в 3 день на святого Семиода Богородица и Анны пророчицы, бысть радость государю благовестному царю и Великому князю Ивану Васильевичу Всея русии и Всей Руской земле: женился государь наш, взял зо собя романову дочь Юрьевича Анастасию,, венчался у Пречистой Богородици в соборной церкви. А венчал его Макарей, митрополит всея Русии, а отец его духовный протопоп Феодор шол перед ним со крестом, а с святою водою шол и кропил Великие княгини отец духовный Рожества Пречистые протопоп Феодор Лопот. А тысяцкой был у великого енязя брат его князь Юрьи Васильевич , а боярин – брат же его князь Володимер Ондреевич, а друшки были князь Дмитрей Федорович Бельский да Иван Михайлович сын князь Иван иванович Пронской Турунуай да Михайло Яковлев сын Морзова. А конюшей был князь Михайло Васильевич Глинской. А свечи несли Василей Михайлович сын Юрьева.

Февраля в 6 день, на третий день после великого князя радости, женился княж Иван Федоров сын Мстиславского.


1546 год. Пискар. л.,с. 180

В лето 7054 – го сетября в 3 день велел князь велики Иван Васильевич Всея русии казнити Офонасия Бутурлина, урезати языка ему у тюрем за его вину, за невежливое слово.

Того же году царь и Великий князь Иван Васильевич пожаловал, указ места архимандрити троеккому Сергиева манастыря да кириловскому игумену, да павнутьевскому, да осифовскому: троецкому под чюдовским, а павловскому под богоявленским на Моске за торгом, а осифовскому под павнутьсвским; а преж им место не бывало.


(это отнести к 11 с. 189). Тое же весны (год какой?) пришли вести к Великому князю из Крыму, что быти крымскому царю на коломну. И князь Велики Иван Васильевич Всея Русии и пойде на Коломеу маия в 6 день, в четверток вторая недели по Пасце к Николе на Утрешу помолитися судех. А от Николы с Угреши пошел на Коломну в судех же и стоял на Коломне до августа месяца. И крым-кий царь уведал вл.князя, на Коломну не пошол.

И того же лета на Коломне по дьволю дейсту оклеветал ложными словесы Великого князя бояр Василей Григорьев сын Захарова Гнильевский Великому князю, и князь Велики с Великия Ярости положил на них гнев свой и опалу по его сповесем, что он бяше тогда у Великого государя в приближение Василей. И велел казнити Велики князя Ивана Кубенскаго, Феодора Воронцова, Василья Михайловича сына Воронцова же, отсекоша им главы месяца июля в 21 день, в суботу. А Ивана Петрова сына Федоровича велел поймати и сослати на Белоозеро, и велел его посадити за сторожи.

И Ивана Михайловича сына Воронцова же велел поймати же.


1546 год. Пискараревск. л.,с. 189

Поход на Коломну Великого Князя Ивана по крымским вестем. Поиде князь Велики на Коломну, и прииде весть, што царь крымски воротился от украины. И князь Велики стоял на Коломне в Голутвине манастыре, а полки по обе стороны реки. И тут была у него потеха: пашню пахал вешнюю и з бояры и сеял гречиху, и иныя потехи: на ходулех ходил и в саван наряжался. И тут грехом христианским туто же учинилася казнь, а казнил дву Воронцовых, Федора да Василия, да князя Ивана Кубенскаго по наносу злых людей.


1546 год. АНЛ, т. 29,с. 147

О поезде Великого Князя на Коломну

Князь Великий Иван Васильевич Всея Русии поиде на Коломну маия в 6 день, в четверток 2 недели по Пасце, к Николе на Угрешу помолитися в судех. А от Николы с Угреши пошел на Коломну в судех же, и стоял на Коломне до августа месяца. И крымский царь уведа Великого Князя на Коломне не пошел…


1546 год. АНЛ, т. 29,с. 147 НТЦ т. 29, с. 48-49

О поезде Великого Князя на Коломну

… И Крымской царь уведа Великого Князя на Коломне не пошел.

И того же лета на Коломне по диаволю действу содеяся сице. Государю Великому князю выехевши на прохлад поездити потешитися и как бысть Государь за посадом, и начаша Государю бити челом пищалники Моугородцкия, и их было Государь велел отослати человек с пятдесят. Они же начаша посланником государьским сопротивлятися, бити колпаки и грязью шибати, и государь велел дворянам своим, которые за ним ехали, их отослати. Они же начаша болна сопротивитису, и дворяне на них напустили. И как примчали их к посаду, и пищалники все стали на бой и почали битися ослопы и ис пищалей стрелять, а дворяне из луков и саблями, и бысть бой Велик и мертвых по пяти, по шти на дбе стороны. И Государя не пропустили тем же местом к своему стану поехати, но объеха Государь иным местом. И Государь о сем бысть в сумнении и повеле о сем проведати, чьему науку бысть сие супротивство, а без науки сему быти не мочно, и повеле о сем проведати диаку своему Василию Захарову, понеже он у Государя бысть в приближении. Он же неведомо каким обычаем учал о том досадовать, и князь извести Государю сие дело на бояр его на князя Ивана Кубенского и на Федора и на Василия Воронцовых. А прежде того Государь Феодора пожаловал после Шуйского князя Ондрея и опять в приближение у себя учинил, и кого Государь пожалует без Федорова ведома, и Федор и досадник. И князь Великий, поверя дьяку своему, и по прежнему их неудобству, что многие мзды в государстве его взинаку во многих государственных и земских делех да и за многие их супротивства, и велел князь Великий казнити князя Ивана Кубенского, Феодора Воронцова, Василия Михайлова сына Воронцова же, отсекоша им главы месяца июля в 21 день в суботу.

И Ивана Петрова сына Федоровича велел поимати и сослати на Белоезеро и велел их посадити за сторожи, а Ивана Михайловича сына Воронцова велел поймати.


1546 год. НТЦ, т. 29,с.47

О поезде в Воры

Того же месяца 27 (ноября) выехал Князь Велики Иван Васильевич Всея Русии с Москвы на свою потеху царскую в Воры, а оттоле в Володимер. (АНЛ: стр. 146 (69))


1546 год. (или1545) Начало Царства, т. 29,с. 46-49

О поезде Великого Князя на Коломну

Тоя же весны пришли вессти к Великому князю изс Крыму, что быти Крымскому царю на Коломну. И князь Великий Иван Васильевич Всея Русии поиде на Коломну мая в четверток вторыя недели по Пасце, к Николе на Угрешу помолитися с судех, а от Николы со Угреши пошел на Коломну в судех же, и стоял на Коломне до августа месяца.

И Крымскмй царь уведав Великого князя на Коломну не пошел.

И того же лета на Коломне по диаволю действу оклеветал ложными словесы Великого князя бояр Василей Григорьев сын Захарова Гнилоевской Великому князю. И князь Великий с великия ярости положил на них гнев свой и опалу по его словесем, что он бяше тогла у Великого Государя в приближение, Василеи. И велел казнити Князь Великий князя

Ивана Кубенского

Феодора Воронцова

Василия Михайлова сына Воронцова же.

Отсекоша им глав месяца июля 21, в суботу.

А Ивана Петрова сына Федоровича велел поимати и сослати на Белоозеро и велел его посадити за сторожи, а Ивана Михайлова сына Воронцова же велел поимати же.


1546 год. НТЦ, т. 29

О поезде Великого Князя в Новгород

В лето 7055, сентября 15, в среду, выехал князь Велики Иван Васильевич Всея Руси с Москвы к Живоначальной Троице в Сергиев монастырь помолитися к чюдотворцевей памяты. И слушав всенощного и заутрени и молебная и литоргии учредил братию милостынею и кормом довольно. И оттоле поехал по своим селом в Воробьево и в Денисьево и в Починки и в Можяеск и Николе помолитися, и по монастырем поехал молитися на Волок и во Ржеву и во Тверь и в Новгород Великий и во Псков и в Печерский монастырь, а на Москву приехал декабря 12 в неделю.


1546 год. Казанский л-ц, т. 19,с.43-44

«О цари и Великом князе Иване Васильевиче, и о разуме его, и о премудрости его, и о соглядани его бояр, и о избтении, и о соглядании земли своея, и о любви к воем своим, и уведаньи его о Казанском царстве».

Возрастшу же. Велик разум приимшу Великому князю Ивну Васильевичу, и восприемник бысть по отце, своем во всем Руской державе, великого царства Московскаго, и воцарися на царство великим царством, в лето 7050 (7055) месяца сентября в 16 день, и помазан бысть святым миром, венчан святыми фармы и венцом Манамаховым. По древнему чину царскому, якоже и Римсти цари и Гречести православии цари поставляхуся, и наречеся царь державы Руския, и самодержец Велики показася, и страх его одержаша Вся языческая страны. И бысть велми мудр и храбръсерд, и крепкорук, и силен телом, и легок ногами, аки пардус, подобен по всему деду своему. Великому князю Ивану. И прежде во никто же от прадед его словяще в Руси царь и никто не смеяше от них поставитися царем и зватися новым тем именем, блюдущеся завидения и востания на них поганых царем неверных. Сему же удивишася слышаша врази его, погани цари и нечестивни короли, похвалиша его, и прославиша его, и прислаша послы своя з дары к нему, и назваша его Великим царем самодержцом, не гордящеся им и не завидяща ему. О сем же паче Великий салтан Турский похвалная написа ему сице:» Воистину ты еси самодержец и царь премудры и верны и волны божии слуга. Удивляет бо нас и ужасает превеликая твоя власть, и слава, и огненная твоя хоругвь прогоняет и попаляет воздижющихся. Уже от нея вси боятся орды наши на твоя пределы наступати не смеют». И седе на Великом царсте державы своея благоверны царь, самодержец, Иван Васильевич Всея Русии, самодержец и вся мятежники старыя избив, владевшия царством не по правде до совершеннаго возраста своего, и многих вельмож устраши, от лихоимания и неправды обрати. И праведенъ судъ судити научи, и правляше с ними до конца дорре царство свое, кроток и смирен быти нача и праведен в судех. И непоклонен, ко всем воинственным своим людем милостив, и благодарить, и велел сердцем и сладок речью, «окорадостен, и в скорбех и в бедах множае во всем искусен бывает, и много стражущих в напаетех помогати, и разум и смысл велик в нем препложается: тако и державны мал сеи остася отца своего и матер, во юности своеи вся собою позна, яко злато свою очима своима, всюдче яздяше виде – многи трады Руския, старыя. Запустыша от поганых: Рязанская земля и Сиверская Крымским мечем погублена, Низовская земля Вся, Галич и Устюг, и Вятка, и Пермь от Казанцов запусте. И плачашеся веегда пред Богом, молящеся, да вразумит его Бог тоже языком возвати. Еже они христианов воздаша. И смети во всей области всоей ратных людей служивых ему. И любля их и брежаше старыя, яко отца, средовечныя. Яко братих юныя же, яко сыны, все почитающе честми прилежными. И от сего самодержца почашася воем быти труд велик и печали велицы и брани, и кровопролитие. Облещашеся копья. И медныя щиты златыя. Шлемы и железныя одеяния на всех. Яко разуме. Яко мощно есть, Божиею помощию и с тем своим Воинством. Бещи землю свою со всех стран от поганых язык. И еще ново прибави к ним огненных стрельцов много, к ратному делу гораздо изученных и глав своих не щадащих, а в нужное время отцы и матерей, и жен, и детей своих забывающи, и смерти не боящеся, со всякому бою, аки к Велице которой корысти или к медмяной чаше цареве, друг друга наперед. Течаху и силно бияхуся и складаху главы своя не лестно за Веру христианскую, и за любовь к ним царскую, забывая жены своя и дети.

И уведав царь и князь Великий, что издавна на Руской земли есть ново царство Срачинское, Казань. По Рускому же языку хотел. Златое дно. И Велика скорбь и Беда пределом руским от него, и как отец его, и дед и прадед воеваху с ними и конечныя споны не возмогоша сотворити Казани.


Казанский л-ц, т. 19,с.48-49

Моление к Богу царя и Великого князя о жалости христианского народа, кои в плен взяты

Православный же царь, Князь Великий Иван Васильевич всегда сия реченая слыша, плачь и рыдание и погибель христианскую, стоня, сердцем боля о них, яко оружием уязвляшися. Мысляше. Как бы против воздати Казани поганой Черемисс. И начат всегда день и нощь моляся с постом и молитвою. И мало сна приимаше. Давидско постелю свою омочаши слезами и глаголе: «Боже, языцы погани приидоша в достояние твое, еже дал еси нам в жреби жити в нем, и оскверниша церкви святыя Твоя, и положиша телеся раб Твоих брашна птицам небесным», - и много плпкав перед Богом: «Согреших без числа и не преста от злоб своих: доколе Господи прогневаешися на раб Твоих? Мне бо еси поставил пастыря избранному своему стаду: аз согреших – и погуби прежде, а не овца моя: да за что си погибает? Токмо грехом моих ради и небрежения, нипопечения о сих! Ныне, Господи, прости вся грехи моя и не помяни первых беззаконий моих, во юности сотворенных мною, и не отврати лица твоего от моления моего, внуши слезы моя горькия, призри на рабы Твоя и на стадо свое, за них же кровь свою на кресте излиял еси: пролей гнев Твой на языки, не знающия Тебе, истинного Бога: помози грешным имени ради Твоего святаго, сотвори с нами по милости Твоей, да постыдятся супостаты наши, да изнемогут от силы Твоея, прелость их разрушится, и да разумеют, яко Ты еси Бог един и славен по Всей земли, да тихо поживут благовернии христиане, славяще имя Твое святое. Услыши молитву раб своих, боящихся тебе: Господи призри.


1546 год. Казанский л-ц, т. 19,с.50

И смыстивша оманути самодержца Московского, еже заложитися за него и Казань ему предати и взяти на царсто себе царя Шигалея, уморити его, яко же и брата его мечи разсекоша, да не творит им напасти Великия всегдашним воем, - и послаша лестью ко царю Московскому послы своя со многими дарами просити царя Шигалея на Казань и мир аки глубок прияти, лжуще и манаще, яко же отцу его Агаху и ругахуся. Царя князь Великий, не знающа лукавства их, яко юн сы, и не послушав советников своих, возбраняюще ему не яти веры Казанцом: « Истоно, царю глаголем, достойно суть Вечного проклятия; таковы они лукавы», - он же не ят им веры, призва к себе царя Шингалея и понуди его на царство в Казани, паче же на смерть, да волею смирив привлеч его под руку Державы своея. Царь же Шингалеяи не смея преслушатися самодержца своего, ни рещи ему против ничтоже, да не разгневается пань – неволя бо много может…

1546 год. Казанский л-ц, т. 19,с.58

..о послании воевод Московских в Казань

И с Великим полоном Казанским воеводы пришедше к Москве здравы все, ни мало их не паде. И рад бысть о сем велмы царь, Великий князь велелепно издари Воевод своих, и вся воя издодоли, ходившия с ними, и над пленом Казанским великими своими царскими дароваими, яко забыти им вся труды своя, еже ходяще прияша нужным путем. И се сбысться начальная победа, первая, самодержца нашего над злею Казанью.


1547 год. Волог. л-ц, с. 173

В лето 7055 – го. Царь Великий князь Иван Васильевич царствия ради помазася на царство.


1547 год. Архангельский л-ц, т. 37, с. 103

В лето 7055 Женился князь Велики Иван, а понял за себя Настию Романовну московскую.

В лето 7055. Сел государь на царскую степень и нарекся царем.









Бюджет общепроизводственных расходов учитывает затраты, которые не относятся к прямым.. За месяц он составил 30,23%. В завершение целесообразно отметить, что в бюджете общепроизводственных расходов предприятия отражается информация о затратах, связанных с обслуживанием основного и вспомогательного производства. Держателем данного вида бюджета является начальник цеха или иные лица, ответственные за организацию производственной деятельности.
Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи