241

СЛОБОДА  ПАВЛОВКА.

Слобода Павловка, при р. Камышеватой Сурѣ, малолюдная, разбро-санная, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Екатерино-славскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Урочище Павловка,—старожитный запорожскій кутокъ, одна изъ наилучшихъ маетностей Сѣчеваго казачества, на огромномъ про-странствѣ околичной земли, около 1780 года, досталась въ ранговую дачу секундъ-маіору /Василію ?вановичу Соловьеву. На пріобрѣтенномъ участкѣ, помѣщикъ Соловьевъ основалъ слободу Павловку, немедленно началъ заселять ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, вольнымъ и свободнымъ изъ мѣстъ дозволенныхъ. Устроивши въ Павловкѣ для себя господскій домъ съ обширными экономическими заведеніями и хозяй-ственными усадьбами и поселившись здѣсь, помѣщикъ Соловьевъ, въ чинѣ уже полковника, въ 1797 году началъ хлопотать о построеніи въ своей слободѣ церкви во имя святыхъ первоверховныхъ апостоловъ Петра и Павла. Для этого чрезъ межевую экспедицію, при содѣйствіи Новороссійскаго губернскаго землемѣра, коллежскаго ассесора Павла Чуйка, отмежевавъ изъ своей дачи, при знаменитомъ, историческомъ "овраге Чекересовомъ", 120 десятинъ земли для причта будущей церкви, помѣщикъ Соловьевъ, въ генварѣ 1798 году, оффиціальною бумагою просилъ преосвященнаго Гавріила, митрополита Новороссійскаго и Днѣпровскаго, дать разрѣшеніе и благословеніе на постройку означенной церкви. Въ прошеніи этомъ Соловьевъ писалъ: "?мѣя въ Екатеринославскомъ уѣздѣ недвижимое имѣніе и поселенныхъ на вершинѣ рѣчки Камешеватой Суры, при балкѣ Чекересовой, въ сель-цѣ Павловкѣ и деревнѣ Марьинской, великороссійскихъ и мало-россійскихъ крестьянъ, по ревизіи 795 года записанныхъ муж. пола 113 душъ, я прикосновенъ былъ донынѣ, въ разсужденіи церкви, къ приходу, состоящему въ селеніи Письмичевскомъ, владѣнія прапорщиковъ Бѣлыхъ. Разстояніе сего селенія отъ помѣстья моего въ десяти почти


242

верстахъ, а ктому и приверженность многихъ сосѣднихъ владѣльцевъ, также имѣющихъ помѣстья в далекомъ разстояніи, и составленіе всего прихода изъ одного мужеска пола около тысячи душъ дѣлаютъ не малое препятствіе тамошнему священнику, удрученному слабостію здоровья, преподавать крестьянамъ моимъ нужныя требы; почему случается, что оные умираютъ безъ полученія таковыхъ въ нужное время, другіе же, имѣя прибѣжность къ богослуженію, то по старости лѣтъ, то по дру-гимъ обстоятельствамъ лишаются въ томъ удовольствія, что бываетъ и съ собственнымъ моимъ домомъ. По таковымъ причинамъ, какъ и по соб-ственному своему желанію, имѣя намѣреніе выстроить въ сельцѣ своемъ Павловскомъ, собственнымъ своимъ коштомъ, церковь во имя святыхъ верховныхъ апостоловъ Петра и Павла, я пріуготовилъ уже всѣ нужныя къ тому церковныя утвари и книги, равно доколѣ сооружена будетъ церковь, и молитвенный домъ; для довольствія будущихъ при оной священно и церковнослужителей опредѣляя изъ числа состоящей во владѣніи моемъ земли положенное количество, 120 десятинъ, а сверхъ того въ разсужденіи недостающаго къ полному числу полагаемыхъ въ приходъ дворовъ числа, поколь таковое мною устроено будетъ, или же кто изъ сосѣднихъ помѣщиковъ заблагоразсудитъ быть ко оному приписаннымъ, полагаю производить ежегодно въ жалованіе священ-нику и будущимъ при оной изъ собственныхъ своихъ доходовъ по сту рублей. По поводу сего покорнѣйше прошу вашего высокопреосвя-щенства дать благословеніе о построеніи мнѣ намѣреваемой церкви и къ той посвятить удостоеваемаго кандидата, діакона Александра Часникова во священника, равно и въ молитвенный готовый уже домъ, для богослуженія и исправленія христіанскихъ должностей, дать подвижный антиминсъ", Гражданскій губернаторъ Новороссій-ской губерніи Селецкій, препровождая утвержденный планъ на 120 десятинъ подцерковной земли для причта будущей церкви, съ своей стороны просилъ преосвященнаго Гавріила разрѣшить постройку церкви   въ   сельцѣ   Павловкѣ,   владѣнія   полковника   Соловьева.


243

По разсмотреніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу справокъ, преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Новороссійскік и Днѣпровскій, резолюціею отъ 21-го генваря 1798 года разрѣшилъ въ сельцѣ Павловскомъ устроить церковь во имя святыхъ верховныхъ апостоловъ Петра и Павла, съ присоединеніемъ къ сельцу Павловскому всѣхъ сосѣднихъ околичныхъ хуторовъ и деревень, для укомплектованія положеннаго на приходъ числа дворовъ и душъ; до выстроенія жъ церкви, благословилъ на пристойномъ мѣстѣ устроить временно молитвенный домъ, куда, для совершенія божественной литургіи, дозволилъ выдать и подвижной антиминсъ. 22-го генваря 1798 года изъ Новороссійской Консисторіи отправленъ въ Ново-россійское духовное Правленіе указъ об этомъ; 13-го марта 1798 года, имѣвшій промоцію, кандидатъ священства, діаконъ слободы Бородаевки Александръ Часниковъ въ Новомиргородѣ рукоположенъ во священника въ село Павлов-ку къ имѣющей устроиться тамъ Петропавловской церкви; 22-го марта 1798 года, выданъ новопроизведенному священнику Александру Часникову подвижной антиминсъ для молитвеннаго дома въ слободу Павловку.

Ближайшій сосѣдъ полковника Соловьева, владѣлецъ деревни Буто-вичевки, секундъ-маіоръ Алексѣй Алексѣевичъ Савицкій, имѣвший за землю съ Соловьевымъ тяжебное дѣло и бывшій потому въ непріязненныхъ отно-шеніяхъ къ нему, не хотѣлъ деревню свою Бутовичевку происоединять приходомъ къ слободѣ Павловкѣ и предполагалъ устроить у себя, въ Буто-вичевкѣ, свою отдельную церковь. По письменному заявленію его о семъ, на мѣстѣ дѣлалось разслѣдованіе, и во всѣхъ околичныхъ деревняхъ и ху-торахъ, въ 1798 году, не нашлось числа дворовъ и душъ, необходимо-потреб-наго для составленія двухъ приходовъ—въ Павловкѣ и Бутовичевкѣ; въ урочище Чумакахъ найдено только муж. 36 и жен. 24 души; въ деревнѣ Покровской, владѣнія генералъ-лейтенанта Александра Яковлевича Шам-шева, немного болѣе; во всѣхъ же прочихъ населенныхъ мѣстностяхъ найдено весьма мало жителей: а потому просьба г. Савицкаго о построеніи церкви въ слободѣ Бутовичевкѣ оставлена безъ удовлетворенія.


244

СЕЛО СУРСКОЕ-КЛЕВЦОВО.

Село Сурское—Клевцово, при рѣкѣ Мокрой Сурѣ, малолюдное, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Екатеринославскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Въ славныхъ дачахъ запорожскаго казачества мѣстность нынѣшняго селенія Сурскаго—Клевцова въ прежнія времена составляла одинъ изъ лучшихъ кутковъ для Сечеваго товариства. "Оврагъ Чувилинъ и могша Чувилшш", при Сурѣ въ нынѣшнемъ Сурско—Клевцовскомъ приходѣ, въ 1707 г. значатся уже въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества; тутъ зимовпикомъ сидели престарѣлые запорожцы, занимавшіеся скотоводствомъ и рыболовствомъ. Въ 1750—1768 годахъ жившіе здѣсь запорожцы имѣли у себя часовню съ иконою святителя Христова Николая Чудотворца и служащаго при ней іеромонаха Самарскаго монастыря.

Около 1789 года вся эта мѣстность на огромномъ пространствѣ околичной земли, на правахъ ранговой дачи, поступила во владѣніе помѣщику, коллежскому ассесору Василію ?льичу Шостаку, бывшему правителю Саксаганской (въ Новомъ Кайдакѣ) провинціальной Канцеляріи, а потомъ городничему города Екатеринослава. На пріоб-рѣтенной землѣ основавъ слободу Сурскую, помѣщикъ Василій ?льич Шостакъ скоро, по возможности, заселилъ ее народомъ семейнымъ и осѣдлымъ. Устроивши въ слободѣ Сурской свой домъ и хуторъ, завед-ши въ ней экоиомію въ обширномъ размѣрѣ и чрезъ заработки въ городѣ Екатеринославѣ предоставивши жителямъ слободы Сурской всѣ средства къ довольной и спокойной жизни, г. Шостакъ въ 1793 году рѣшился собственнымъ коштомъ устроить въ слободѣ Сурской церковь во имя трехъ святителей Василія Великаго, Григорія Богосло-ва и Іоанна Златоустаго. Заготовивши для постройки церкви доста-точное количество строительнаго матеріала, и чрезъ межевую экспеди-цію отмежевавъ изъ своей дачи 120 десятинъ земли для причта бу-


245

дущей церкви, г. Шостакъ въ маѣ мѣсяцѣ 1793 года формальнымъ доношеніемъ просилъ Екатеринославскаго Намѣстничества правителя В. В. Каховскаго исходатайствовать ему у преосвященнаго Екатерино-славскаго разрѣшеніе и благословеніе устроить въ слободѣ Сурской означенную церковь. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій въ промеморіи отъ 28 мая 1793 года писалъ къ преосвященному Екатерино-славскому: "Екатеринославскаго уѣзда помѣщикъ, господинъ коллеж-скій ассесоръ Василій Шостакъ объяснилъ мнѣ о намѣреніи своемъ сооружить въ деревнѣ своей въ томъ же уѣзде состоящей, именуемой Сурской, церковь трехъ святителей Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго, къ чему уже приготовлены имъ потребный лѣсъ и вся церковная утварь, побуждаясь къ тому тѣмъ ревностнѣе, что той деревни его и сосѣдственныхъ съ нимъ помѣщиковъ—надворнаго совѣтника Желѣзнова и коллежскаго ассесора Роде поселяне, по неимѣ-нію въ близости церкви, терпятъ крайнюю нужду въ исполненіи христі-анскихъ обрядовъ; въ оной же деревнѣ Сурской состоитъ дворовъ 40, въ нихъ муж. 130 и жен. 120 душъ, да въ дачахъ реченныхъ помѣщиковъ Желѣзнова и Роде муж. 101 и жен. 94 души, а потому просить онъ, г. Шостакъ, о позволеніи построитъ въ деревнѣ его Сурской церковь моего у вашего высокопреосвященства ходатайства. Я препровождая у сего оригиналомъ помянутаго помѣщика коллежскаго ассесора Шостака прошеніе съ подпискою, а равно и планъ церковной землѣ, всепокор-нѣйше прошу ваше преосвященство на сооруженіе въ деревнѣ его Сур-ской новой церкви во имя трехъ святителей—Василія Великаго, Григорія Богослова и Іоанна Златоустаго преподать архипастырское ваше благо-словеніе".

По сему отношенію преосвященный Іовъ Феодосійскій и Маріу-польскій, управлявшій епархіею, резолюціею отъ 3-го іюня 1793 г. дозволилъ и благословилъ въ слободѣ Сурской устроить церковь Трехъ-святительскую. 3-го тогоже іюня 1793 года изъ Конси-сторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ  этомъ;   а   6-го   тогоже   іюня   Екатеринославскій   протоіерей


246

Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чино-послѣдованію, въ слободѣ Сурской освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Представленіемъ отъ 22-го августа 1793 года Екатеринославское духовное Правленіе доносило преосвященному Гавріилу, митрополиту Екатеринославскому, что заложенная въ слободѣ Сурской Трехсвятительская церковь строеніемъ и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными сосудами и иконами, книгами и колоколами снабжена достаточно и всѣ-ми потребностями къ освященію вполнѣ приготовлена; а потому Правленіе просило у преосвященнаго благоволенія освятить ново-устроенную Трехсвятительскую церковь и дозволенія выдать для этого освященный антиминсъ. На основаніи сего представленія преосвя-щенный Гавріилъ резолюціею отъ 8-го сентября 1793 года благословилъ освятить въ слободѣ Сурской новую Трехсвятительскую церковь и дозволилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 9-го сентября 1793 года, изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

СЛОБОДА СУХАЧЕВКА.

Слобода Сухачевка, Сохачевка, у самого Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, на возвышенной равнинѣ, многолюдная, при одно-штатномъ церковномъ причтѣ, находится Екатеринославскаго уѣзда въ 1-мъ благочиническомъ округѣ*.

Послѣ лихолетья, послѣ тяжкаго агарянскаго нападенія (1768 и 1769) г. г. на Новороссійскій край, мѣстность нынѣшней слободы Сухачевки, въ началѣ 1770 года, занялъ престарѣлый казакъ-запорожецъ Сохачъ. Основавши здѣсь себѣ обширнѣйшій зимовникъ и устроивши въ немъ нѣсколько землянокъ и мазанокъ, Сохачъ пригласилъ сюда къ себѣ, на постоянное жительство, изъ-подъ Сорокъ и Кобелякъ нѣсколько семействъ


247

малороссійскаго народа,—своихъ родныхъ и знакомыхъ. По зруй-нованіи, по разрушеніи и уничтоженіи послѣдней Сѣчи запорожской, на зимовникъ Сохача явилось множество новыхъ пришлецовъ насельниковъ,—престарѣлыхъ запорожцевъ, съ ихъ родными и зна-комыми. Въ 1782 г., при составленіи общей народной переписи, въ государственной казенной деревнѣ Сухачевкѣ найдено и въ списки внесено постоянныхъ жителей мужчинъ 100 и женщинъ 57 душъ.

По учрежденіи и образованіи, въ слободѣ Половицѣ, губернскаго города нынѣшняго Екатеринослава и по переводѣ сюда всѣхъ присут-ственныхъ мѣстъ и казенныхъ заведеній изъ Екатеринослава 1-го и изъ Новаго Кайдака, мѣстное начальство вынужденнымъ нашлось быв-шихъ поселянъ слободы Половицы размѣстить по околичнымъ селе-ніямъ `). Въ слѣдствіе сего, по распоряженію Екатеринославской Управы благочинія, нѣсколько семействъ изъ бывшихъ въ Половицѣ поселянъ переведено, между прочимъ, и въ деревню Сухачевку, при чемъ туда же предназначена и отдана была изъ Екатеринослава, бывшая въ Половицѣ, старая и упраздненная деревянная церковь Казанскія Божіей Матери съ землянкою. Въ концѣ 1793 года и въ началѣ 1794 года, жители госу-дарственной, казенной слободы Сухачевки, согласно общему желанію слобожанъ и приговору сельской Сборной ?збы, рѣшились хлопотать о построеніи въ слободѣ деревянной церкви во имя святаго Іоанна Бого-слова и объ открытіи у себя своего собственнаго самостоятельнаго прихода. Для этого избранные и уполномоченные отъ общества, сдѣлавъ въ слободѣ подворный денежный сборъ, заготовили по-требное количество строеваго матеріала, отмежевали изъ своей обще-ственной дачи 120 десятинъ земли для причта будущей самостоятельной церкви и формальною бумагою просили правителя Екатеринославскаго намѣстничества В. В. Каховскаго, исходатайствовать имъ у преосвя-щеннаго Гавріила Екатеринославскаго разрѣшеніе и благословеніе устроить

`). Въ 1793 г., войсковой асаулъ Мандрика въ новоосаженную слободу свою Мандриковку перевелъ изъ Половицы всю челядь и всѣхъ наймитовъ своихъ.


248

означенную церковь. По поводу сей просьбы, В. В. Каховскій, въ промеморіи отъ апрѣля 1794 года, писалъ къ преосвященному Гавріилу: "Екатеринославскаго уѣзда казеннаго селенія Сухачевки общество поселянъ, желая сооружить въ селеніи Сухачевкѣ церковь, во имя святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова и изготовивъ къ тому какъ нужные лѣсные матеріалы, такъ и принадлежащую церковную утварь, проситъ моего ходатайства въ испрошеніи отъ духовной власти позволенія на произведеніе въ дѣйство таковаго благаго ихъ намѣренія. Въ томъ селеніи Сухачевкѣ состоитъ дворовъ сто, въ нихъ мужчинъ 265 и женщинъ 230 душъ,—всего обоего пола 495 душъ. Я имѣя честь пре-проводить у сего планъ отмежеванной землѣ подъ церковь и для доволь-ствія священноцерковнослужителей, всепокорнѣйше прошу вашего преосвященства на сооруженіе оной церкви въ означенномъ казенномъ селеніи Сухачевкѣ во имя святаго апостола и евангелиста Іоанна Бого-слова преподать ваше архипастырское благословеніе и меня удостоить благосклоннымъ о томъ соотвѣтствіемъ вашимъ".

По разсмотрѣніи всѣхъ обстоятельствъ сего дѣла и представ-ленныхъ къ нему справокъ, преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Ека-теринославскій, резолюціею отъ 17 апрѣля 1794 года разрѣшилъ и благословилъ въ казенномъ селеніи Сухачевкѣ устроить деревянную церковь во имя святаго апостола и евангелиста Іоанна Богослова. 26 апрѣля 1794 года, изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 18-го Іюня 1794 года., Екатеринославскій уѣздный протоіерей Іоаннъ Стани-славскій соборнѣ, по надлежащему церковному чиноположенію, въ казенной слободѣ Сухачевкѣ освятилъ мѣсто подъ церковъ, положилъ закладку на сооруженіе оной и мѣстѣ работъ водрузилъ крестъ.

Екатеринославскаго намѣстничества и уѣзда казеннаго селенія Сухачевки поселяне просили Епархіальное Начальство діакона Новокайдакской Николаевской церкви Евстафія Сербинова произ-вести во священника въ слободу ихъ Сухачевку къ строющейся


249

Іоанно—Богословской церкви; въ прошеніи по сему дѣлу отъ 1-го іюля 1794 года, они писали: "До переведенія бывшихъ въ казенномъ селеніи Половицѣ въ селеніе Сухачевку поселянъ, состояли мы приходомъ къ Новокайдакской Николаевской церкви, а по переходѣ оныхъ и по обза-веденіи хозяйствомъ, церковь Іоанна Богослова уже по повѣленію вашего высокопреосвященства отъ 17-го апрѣля 1794 года, учиненному на сообщеніе правителя Екатеринославскаго Намѣстничества В. В. Каховскаго, минувшаго іюня 18-го дня, заложена и собственнымъ на-шимъ коштомъ и стараніемъ, с помощію и постороннихъ, съ успѣхомъ строится, для строенія которой лѣса пиленнаго преизобильно имѣется, подцерковную землю имѣемъ, на которую и планъ къ вашему высоко-преосвященству уже представленъ, въ священникажъ избрали себѣ Новокайдакской Николаевской церкви діакона Евстафія Сербинова. Въ семъ нашемъ селеніи нынѣ состоитъ дворовъ 91, въ нихъ мужчинъ 307, а женщинъ 276 душъ; и въ разсужденіи того нашего количества дворовъ и душъ, въ священникѣ имѣемъ крайнюю нужность. 0 избранномъ же нами діаконѣ Сербиновѣ свидѣтельствуемъ, что онъ состоянія добраго, не піяница, не бійца, не клеветникъ, не сварливъ, трудолюбивъ, въ домо-строительствѣ своемъ исправенъ, въ худыхъ дѣлахъ не примѣчателенъ и ни въ какихъ приводахъ не обличенъ. Того ради вашего высокопре-освященства всѣ единогласно нижайше просимъ къ той строющейся нашей Іоанновской церкви избраннаго нами діакона Сербинова во священника произвесть". На основаніи просьбы діаконъ Сербиновъ 1-го августа 1794 года рукоположенъ во священника въ слободу Сухачевку къ Іоанно-Богословской церкви.

Репортомъ отъ 13-го іюля 1795 года, Екатеринославское ду-ховное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу: "Сего іюля 5-го дня Екатеринославскаго намѣстничества и уѣзда, казеннаго селенія Сухачевки Іоанновской церкви священникъ Сер-биновъ и ктиторы поданнымъ въ сіе Правленіе прошеніемъ пропи-сали, наченшаяся де въ ономъ селеніи, по резолюціи вашего высоко-преосвященства, вышеписанная церковь совсѣмъ уже окончена, и


250

какъ иконостасъ, такъ равно и церковные сосуды и книги, облаченія и тому подобное въ готовности имѣется, и во освященіи препятствія ника-кого быть не можетъ,—и просили о испрошеніи во оную освященнаго антиминса учинить къ вашему высокопреосвященству отъ сего Прав-ленія представленіе. Какъ же и по свидѣтельству сего Правленія ока-залось, что оная церковь совсѣмъ ко освященію готова и какъ сосудами, такъ равно и облаченіями церковными снабдена: для того вашему высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе пред-ставляя проситъ какъ о освященіи оной, такъ равно и о выдачѣ освящен-наго антиминса, кому слѣдуетъ, учинить ваше архипастырское повелѣніе".

На основаніи сего репорта преосвященный Гавріиль резолюціею отъ 17-го іюля 1795 года разрѣшилъ и благословилъ освятить въ слободѣ Сухачевкѣ Іоанно—Богословскую церковь и дозволилъ выдать для этого освященный антиминсъ. 19-го іюля 1795 года, изъ Екатеринославской Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ; а 23-го сентября того же 1795 года Екатеринославскій прото-іерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по надлежащему церковному чино-положенію, въ слободѣ Сухачевкѣ освятилъ новоустроенную Іоанно-Бого-словскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священодѣйствіе.

17-го генваря 1797 года, слободы Сухачевки казенные поселяне— староста Степанъ Русанѣвичъ, ктиторъ Петръ Джимъ, ключникъ Максимъ Рыбалка и др., въ прошеніи писали преосвященному Гав-ріилу: "Жительство имѣли мы, до устроенія города Екатеринослава, въ казенномъ селеніи Половицѣ лѣтъ съ сорокъ, и не имѣвши у себя церк-ви, съ общаго нашего согласія, по благословенію бывшаго въ Екатерино-славской епархіи преосвященнаго Никифора, выстроили собственнымъ коштомъ и трудами молитвенный домъ и рѣзной иконостасъ, не малой намъ суммы стоющіе; но при устроеніи въ семъ селеніи Половицѣ города Екатеринослава и за переселеніемъ насъ въ казенное селеніе Сухачевку, тотъ нашъ молитвенный домъ и иконостасъ остался въ Екатеринославѣ, который резолюціею вашего высокопреосвященства


251

послѣдовавшею по прошенію Екатеринославскаго духовнаго Прав-ленія, велѣно разобрать, и изъ онаго лѣсъ сложить въ удобномъ мѣстѣ; а то мѣсто, гдѣ былъ престолъ, оградить; но и по нынѣ оной состоитъ не разобранный, а иконостасъ со онаго выбранъ и поставленъ въ переве-зенной изъ города Новомосковска и поставленной въ семъ же городѣ Екатеринославѣ казанской Богоматери церкви; какъ же мы, по пере-селеніи, жительствуя въ Сухачевкѣ, имѣя ревность и попеченіе къ церк-ви Божіей, по благоволенію вашего высокопреосвященства выстроили собственнымъ же нашим капиталомъ другую новую во именованіе Іоан-на Богослова, и иконостасъ маленькой поставленъ, но рѣзного иконо-стаса, по пропорціи церкви, не имѣемъ; нынѣ же имѣемъ намѣреніе выстроить и колокольню, на которую и лѣса часть имѣется, но до-ставать онаго къ совершенію оной не будетъ; для того вашего высоко-преосвященства нижайше просимъ: остающіеся въ городѣ Екатерино-славѣ въ праздности собственно выстроенной нами молитвенный домъ и перенесенный изъ онаго иконостасъ забрать, и лѣсъ на постройку коло-кольни употребить, а иконостасъ, яко собственно нами здѣланный, повелѣть изъ церкви Казанской, уже въ ветхости сущей, перенесть, и поставить въ сей же нашей вновь выстроенной Іоанновской церкви, пое-лику вмѣсто той Казанской церкви, перевезенная изъ Сокольскаго монастыря построена вновь съ иконостасомъ, и въ семъ нашемъ иконо-стасѣ ни какой нужды не настоитъ; о чемъ не оставить насъ нижайшихъ вашимъ архипастырскимъ повелѣніемъ". Послѣ долговременной пере-писки иконостасъ, дерево стараго молитвеннаго дома, чаша и ризы переданы въ Сухачевскую церковь.


252

СЛОБОДА Н?КОЛАЕВКА.

Слобода Николаевка, у самаго Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, при Ненасытецкихъ порогахъ, многолюдная, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится Екатеринослав-скаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

Жители слободы Николаевки давно уже начали тяготиться поло-женіемъ своимъ безъ приходской церкви и безъ местнаго духовенства. Не располагая сами достаточными средствами для постройки церкви и не предвидя никакой возможности къ тому, они убѣдительно просили вла-дѣлицу свою генеральшу Авдотью Васильевну Синельникову оказать имъ благодѣяніе постройкою церкви въ слободѣ Николавевкѣ. Помѣщица Синельникова, во удовлетвореніе общаго желанія своихъ Николаевскихъ слобожанъ, рѣшилась собственнымъ коштомъ устроить въ Николаевкѣ церковь и все дѣло по устройству ея поручила сыну своему, Смоленскаго драгунскаго полка капитану Василію Синельникову. По сему случаю Капитанъ Синельниковъ 21-го марта 1794 года представилъ преосвяще-нному Гавріилу прошеніе, въ коемъ писалъ: "Мать моя генеральша Авдотья Васильевна Синельникова намѣрена въ слободѣ своей Николаевкѣ, сос-тоящей въ Екатеринославскомъ уѣздѣ, выстроить каменную церковь, къ чему уже и матеріаловъ часть изготовлена. Какъ же въ близости той сло-боды околичныхъ съ церквами слободъ не имѣется, по чему жители той слободы Николаевки лишаются слушанія слова Божія и преподаянія христіанскихъ требъ: для того извѣрила мнѣ просить у вашего высоко-преосвященства о произведеніи во оную слободу Николаевку достойнаго званія священническаго во священника, до состроенія тамо имѣемой быть церкви; на сіе у вашего высокопреосвященства исправшиваю благословенія". По этому прошенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ тогоже 21-го марта велѣлъ объявить просителю Синельникову, что когда земля подцерковная будегъ отмежевана и планъ на оную будетъ представленъ,


253

тогда и священноцерковнослужители будутъ опредѣлены въ Нико-лаевку.

Екатеринославское духовное Правленіе по тому же дѣлу репортомъ отъ 10-го ноября 1794 года представляло преосвященному Гавріилу: "Сего ноября 10-го дня генералъ-маіорша Авдотья Синельникова сооб-щеніемъ въ сіе Правленіе прописываетъ, что въ слободахъ ея, состо-ящихъ одна отъ другой въ разстояніи полверсты, называемыхъ Нико-лаевка и Войсковая, при коихъ она намѣрена состроить каменную церковь, состоитъ,—въ 1-ой малороссійскихъ дворовъ 26, въ нихъ муж-чинъ 62, а женщинъ 39 душъ, да русскихъ крестьянскихъ дворовъ 35, въ нихъ мужчинъ 110, а женщинъ 105, душъ, да при господскомъ дворѣ дворовыхъ людей мужчинъ 36, а женщинъ 23 души; а во 2-й Войсковой слободѣ малороссійскіхъ дворовъ 58, въ нихъ мужчинъ 141, а женщинъ 134 души; а сверхъ того имѣются къ той церкви прикосновенныя сло-боды—1-я Нижняя Алексѣевка, дѣвера ея роднаго, полковника Алек-сѣя Максимовича Синельникова, состоящая подъ ея, за его болѣзнію, распоряженіемъ, коя въ разстояніи отъ тѣхъ ея слободъ на одну версту, въ ней же малороссійскіхъ дворовъ 13, въ нихъ мужчинъ 95, а женщинъ 85, душъ; 2-я Звонецкая, разстояніемъ въ 4 верстахъ, владѣнія полковника-Крамина, въ коей около 40 дворовъ; 3-я графа Румянцева состоитъ въ 7-ми дворахъ; 4-я помѣщика Ломаковскаго въ 10 верстахъ, 30 дворовъ; 5-я въ гомъ же разстояніи, полковницы Ежицкой, 40 дворовъ; подле-жащаяжъ церковная земля не только будетъ отмежевана, но и о вымежи-ваніи ея давно уже есть, по просьбѣ ея отъ здѣшняго Намѣстническаго Правленія къ землемѣру повелѣніе, по огмежеваніи когорой безъ изьятія планъ къ вашему высокопреосвященству будетъ представленъ. А хотя отъ вашего высокопреосвященства ей на построеніе каменной церкви и дано позволеніе; но поелику за маловодіемъ къ обжиганію приготовленнаго кирпича лѣсу доставить нынѣ невозможно. а погому и послѣдовала въ матеріалахъ въ нынѣшнемъ году остановка; почему она заложеніе оной церкви отлагаетъ до будущей весны. Поелику каменная


254

церковь не можетъ въ одинъ годъ строеніемъ окончиться, а за далекостію приходской Волошской церкви, болѣе 20 верстъ, народъ лишается при-надлежащихъ требъ; по чему она намѣреваетъ въ тѣхъ ея слободахъ построить въ нынѣшнихъ мѣсяцахъ деревянную другую церковь во имя Николая Чудотворца и проситъ о построеніи оной дать ей позволеніе; а поколь оная строеніемъ окончена будетъ,—опредѣлить для исправленія нужныхъ христіанскихъ прихожанамъ требъ священника; о четъ вашему высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе почтитель-нѣйше представляетъ и проситъ вашего архипастырскаго благораз-смотрѣнія".

16-го ноября 1794 года Синельникова отъ себя лично писала къ пре-освященному Гавріилу; "Поднося чрезъ нарочно посланнаго моего бурмистра Песоцкаго Екатеринославскаго духовнаго Правленія рапортъ, всепокорнѣйше прошу вашего высокопреосвященства сдѣлать мнѣ архипастырское одолженіе и дозволить до выстройки въ слободахъ моихъ Николаевкѣ и Войсковой о двухъ придѣлахъ во имя Воскресенія Христова и Казанскія Божіей Матери каменной церкви, отдѣляя отъ оной третій придѣлъ выстроить,—деревянную во имя Николая Чудотворца церковь и къ онымъ опредѣлить добраго священника. По истинѣ, могу вашему высокопреосвященству доложить, большое число народа страждетъ въ лишеніи христіанскихъ требъ, такъ что младенцы безъ крещенія, а больные безъ причастія за далекостію прихода умираютъ. Надѣюсь, что вы лризрите великодушно таковое состояніе людей, а тѣмъ паче, что я уже, принявъ отъ васъ позволеніе, не щадя свой капиталъ, выстроила въ трехъ моихъ слободахъ церкви, яко то Новомосковскаго уѣзда въ Васильевкѣ, Константиноградскаго въ Медвѣдовкѣ и Тав-рической области Днѣпровскаго уѣзда въ ?вановкѣ приводится совсѣмъ къ окончанію; но всѣ сіи церкви сооружены мною въ такихъ слободахъ, гдѣ я настоящего жительства не имѣю, а въ вышеписанныхъ слободахъ, имѣя мое жительство и главную экономію, не имѣю церкви и священника: слѣдовательно, и можете ваше высокопреосвященство,


255

быть увѣрены, что я имѣвъ тольсильное усердіе конечно и оную дере-вянную церковь нынѣ въ состояніи выстроить и содержать священника съ причтомъ, какъ по указному числу дворовъ, такъ и безъ изьятія ихъ при первомъ вступленіи удовлетворю и церковною землею; а каменную съ будущаго года начну сооружать. А по симъ увѣрительнымъ обстоятель-ствамъ уповаю, что ваше высокопреосвященство, видѣвъ неоднократныя мои просьбы, благоволите удовлетворить ту, которая, получивши архи-пастырское благоснисхожденіе, навсегда съ крайнею благодарностію останется".

По симъ бумагамъ преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 17-го ноября 1794 года дозволилъ, впредь до построенія каменной церкви, устроить въ слободѣ Николаевкѣ временный молитвенный домъ, куда благословилъ выдать и подвижный антиминсъ. 1-го декабря 1794 года изъ консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правле-ніе указъ объ этомъ; а 5-го февраля 1795 года выданъ подвижный освященный антиминсъ.

3-го декабря 1794 года города Дубоссаръ соборнойУспенской церкви діаконъ Іоаннъ Курковскій рукоположенъ во священника въ слободу Николаевку къ временному Свято - Николаевскому молитвенному дому.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи