255

СЕЛО ЗВОНЕЦКОЕ.

Село Звонецкое, у самаго Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, на прекрасной возвышенной равнинѣ, съ одноштат-нымъ церковнымъ причтомъ, находится Екатеринославскаго уѣзда во 2-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Урочище Звонецкое" съ давнихъ лѣтъ было знакомо и памятно запорожскому казачеству. Еще при атаманѣ Дашковичѣ казаки усердно хлопотали объ устройствѣ крѣпостей по Днѣпру и объ учрежденіи за порогами военнаго братства, чтобы, разъ-ѣзжая по рѣкѣ на своихъ чайкахъ—челнахъ. не давать татарамъ


256

переправляться на правую сторону Днѣпра и вездѣ наблюдать за ними. ?ща по Днѣпру вольныхъ угодій и безопасныхъ помѣщеній, казаки око-ло 1545 года нашли Звонецкій порогъ, заняли его и, укрѣпивъ все приле-гающее къ нему урочище, сдѣлали, открыли себѣ въ немъ первое займище. Богданъ Хмѣльницкій изъ Кайдака, т. е. Стараго, часто посѣщалъ это урочище и заповѣдалъ запорожцамъ бпюсти его, яко зеницу ока. Въ 1737 году начальникъ Сѣчевыхъ церквей, іеромонахъ Павелъ Маркевичъ, для жившихъ въ урочищѣ Звонецкомъ запорожцевъ и для стоявшихъ здѣсь лагеремъ русскихъ войскъ, устроилъ часовню съ походнымъ и подвиж-нымъ антиминсомъ и открылъ богослуженіе. Въ 1780 году, мѣстность эта, на значительномъ пространствѣ околичной земли, досталась въ ранговую дачу полковнику Турчанинову; а около 1794 года вся она перешла въ собственность, въ полное владѣніе Екатеринославскаго На-мѣстничества правителя Іосифа ?вановича Хорвата.

Въ началѣ 1795 года губернаторъ Хорватъ въ двухъ своихъ слободахъ, около Екатеринослава, въ Звопецкой и Краснополье, согласно просьбѣ своихъ поселянъ, рѣшился собственнымъ своимъ коштомъ устроить деревянныя церкви и открыть самостоятельные приходы. Заготовивъ на постройку церквей потребное количество строительныхъ матеріаловъ, Хорватъ просилъ у преосвященнаго Гавріила, митрополита Екатерино-славскаго, разрѣшенія и благословѣнія на сооруженіе ихъ. Въ формальной бумагѣ отъ 12-го мая 1795 года онъ писалъ по сему дѣлу: "Желая соору-жить новыя церкви въ деревняхъ моихъ—Краснопольѣ и Звонецкой, состоящихъ въ Екатеринославскомъ уѣздѣ, изъ коихъ въ каждой по 120 дворовъ имѣется, всепокорнѣйше прошу ваше высокопреосвященство преподать архипастырское ваше на сіе благословеніе, съ тѣмъ, что планы на отмежеванную подъ оныя церкви и для священно и церковнослужителей землю не умедлю я въ слѣдъ за симъ доставить къ вашему высокопре-освященству, а также извѣщу какъ ваше высокопреосвященство, такъ и Екатеринославское духовное Правленіе, во имя какихъ святителей означен-


257

ныя церкви предполагаю я сооружить. Здѣсь же утруждаю ваше высоко-преосвященство всепокорнѣйшею моею просьбою и объ опредѣленіи къ тѣмъ новымъ церквамъ, для отправленія въ нихъ богослуженій, двухъ священниковъ изъ людей достойныхъ и похвальныхъ качествъ, обнаде-живъ ихъ, что сверхъ назначаемой для довольствія ихъ пропорціи земли, не оставлю, къ подкрѣпленію ихъ состоянія, собственно отъ себя опредѣлить соразмѣрное содержаніе".

По сему сообщенію преосвященный Гавріилъ резолюціею отъ 15-го мая 1795 года разрѣшилъ и благословилъ устроить въ слободахъ— Звонецкой и Краснопольѣ новыя церкви. 31-го мая 1795 года изъ Консисторіи отправленъ въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ этомъ.

Репортомъ отъ 2-го ноября 1795 года, Екатеринославское духовное Правленіе представляло преосвященному Гавріилу: "По воспослѣдовав-шей отъ вашего высокопреосвященства въ 31-й день мая сего года, на сообщеніи правителя Екатеринославскаго намѣстничества генералъ-маіора и кавалера Іосифа ?вановича Хорвата, резолюціи прошедшаго іюня 25-го дня, присланнымъ изъ походной вашего высокопреосвя-щенства коіСТоры въ сіе Правленіе, указомъ велѣно въ деревняхъ онаго г. губернатора, состоящихъ въ Екатеринославскомъ уѣздѣ, Краснопольѣ и Звонецкой вновь церкви заложить сего Правленія лротопопу Іоанну Станиславскому, во именованіе по желанію и изволенію его же превосхо-дительства, въ слѣдствіе котораго указа въ деревнѣ Звонецкой вновь церковь во имя Преображенія Господня, того жъ іюня въ 31-й день, за-ложена, и строеніемъ приходитъ во окончаніе, къ которой избралъ онъ г. губернаторъ желающаго при оной быть приходскимъ священникомъ находящагося Вознесенскаго паместничества Елисаветградскаго уѣзда въ казенномъ селеніи Веселомъ Кутѣ при Михайловской церкви священника Василія Курковскаго и въ согласіе его превосходительства г. губернатора желанія, вашему высокопреосвященству Екатеринославское духовное Правленіе симъ почтеннѣйше представляя проситъ, о перемѣщеніи

9.    55


258

избраннаго имъ г. губернаторомъ означеннаго священника Курков-скаго, изъ того Елисаветградскаго въ сей Екатеринославскій уѣздъ въ слободу его Звонецкую къ вновь достроивающейся Преображенской церкви приходскимъ священникомъ, учинить ваше архипастырское благоразсмотрѣніе и сіе Правленіе не оставитъ вашего высокопреосвя-щенства резолюціею".

На основаніи сего репорта, преосвященный Гавріилъ резолюціею от 28-го ноября 1795 года священника Курковскаго перемѣстилъ въ село Звонецкое къ строющейся Преображенской церкви. Но о. Курковскій отказался отъ слободы Звонецкой и остался въ своемъ Кутѣ.

Доношеніемъ отъ 17-го мая 1799 года Новороссійское духовное Правленіе представляло въ Новороссійскую Консисторію: "Новорос-сійскаго уѣзда бывшей помѣщичьей, нынѣшней казенной слободы Зво-нецкой новостроющейся Преображенской церкви священникъ Іаковъ Маліуцкій въ поданномъ въ сіе Правленіе прошлаго марта 22-го дня репортѣ прописывая, что въ оной слободѣ Звонецкой Преображенская церковь прошлаго 796 года стараніемъ бывшаго Екатеринославскаго губернатора Хорвата, при владѣніи имъ оною слободою, постройкою докончена; но по причинѣ поспѣшности строенія той церкви, имѣется во время дождей какъ въ олтарѣ, такъ и въ срединѣ ея большая течъ; а притомъ книгами и прочими надобностями оная церковь неснабдѣна, и хотя онъ, Маліуцкій, неоднократно тамошнимъ прихожанамъ, по обра-щеніи ихъ въ казенные поселяне, напоминалъ, дабы они составили отъ себя потребную сумму и оную бы церковь исправили и снабдили нужными вещами, но они отговариваются то недостаткомъ своимъ, то что якобы имъ въ слободѣ Звонецкой не достанется жить долго, а имѣютъ они быть переведены, по повеленію свѣтской команды, въ другое мѣсто на жительство, такъ какъ прошлаго и позапрошлаго года многіе де изъ нихъ переведеныжъ изъ настоящаго жительства на другое, и нынѣ въ слободѣ Звонецкой гораздо въ меньшемъ противъ прежняго числѣ ихъ остается, и за тѣмъ самымъ не изготовляя оной церкви нужнымъ къ ея освяще-


259

нію, оставили его, Маліуцкаго, жить на приходѣ безъ священнослуженія болѣе трехъ годовъ,—просилъ о состояніи оной церкви и о числѣ при-ходскихъ людей учинить, чрезъ кого слѣдуетъ, надлежащее изслѣ-дованіе и о переводѣ его на другой какой либо праздный приходъ сдѣлать, куда слѣдуетъ, представленіе. Почему за учиненіемъ въ семъ Правленіи тогожъ числа опредѣленія, посланнымъ въ Новороссійскій нижній земскій Судъ сообщеніемъ требовано учинить справку, коликое число Звонецкихъ жителей, обращенныхъ съ подданства въ казенные поселяне, переведено въ другія мѣста на жительство, и сколько нынѣ на лицо состоитъ мужеска и женска пола душъ; также не имѣетъ ли оный Судъ свѣдѣнія, что и еще тамошніе жители будутъ переселены въ другія мѣста, и сколько именно,—и обо всемъ томъ увѣдомить сіе Правленіе; на которое сообщеніе оный Судъ минувшаго апрѣля 25-го дня отвѣт-нымъ сообщеніемъ далъ знать, что въ слободѣ Звонецкой поселянъ вы-было на жительство въ разныя мѣста муж. 67, а жен. 61 душа, на лицо остается муж. 264, а жен. 250 душъ; а будутъ ли и еще изъ той слободы Звонецкой поселяне переведены,—оный Судъ свѣдѣній о семъ не имѣетъ. Посправкѣ жъ въсемъПравленіисъ дѣлами оказалось: 1-е) въ оной слободѣ Звонецкой церковь въ память Преображенія Господня заложена прошлаго 795 года въ іюлѣ мѣсяцѣ; 2-е) бывшій при Новороссійской упраздненной Казанской церкви изъ церковнослу-жителей Іаковъ Маліуцкій къ той Звонецкой Преображенской церкви 796 года, произведенъ въ приходскаго священника преосвященнымъ Гавріиломъ, митрополитомъ Новороссійскимъ и Днѣпровскимъ; 3-е) оный священникъ Маліуцкій, прошлаго 796 года, августа 19-го дня о семъ самомъ сему Правленію письменно доносилъ, и просилъ о таковомъ же переводѣ его на другой приходъ учинить разсмотрѣніе; и по оному его Маліуцкаго донесенію, бывшій 1-й части благочинный, священникъ Гавріилъ Шепетковскій, съ даннымъ ему изъ сего Правленія указомъ съѣзжалъ на мѣсто въ слободу Звонецкую, гдѣ какъ освидѣтельствовалъ та-мошнюю церковь, такъ нашелъ, по какимъ причинамъ Звонецкіе прихожане


260

не изготовляютъ ея къ освященію и о томъ самомъ тогда же репортомъ своимъ сему Правленію донесъ, съ увѣдомленіемъ при томъ, въ какомъ разстояніи находится отъ оной слободы Звонецкой ближайшая при-ходская церковь, къ которой бы можно тѣхъ Звонецкихъ жителей причислить по способности. Но сей, однакъ, его благочиннаго репортъ по причинѣ продолжавшагось въ то время Звонецкихъ жителей перебору и въ другія слободы размѣщенія, что было возложено на попеченіе нижняго Земскаго Суда, оставался впредь до полученія изъ онаго Суда, о числѣ переведенныхъ въ другія мѣста на жительство и остальныхъ на лицо состоящихъ мужеска и женска пола душъ, точнаго свѣдѣнія, при дѣлахъ духовнаго Правленія безъ дѣйствія; а какъ нынѣ сіе Правленіе изъ полученнаго отъ онаго нижняго Земскаго Суда сообщенія и отъ бывшаго благочиннаго Шепетковскаго, помянутаго репорта усматри-ваетъ, что въ вышесказанной казенной слободѣ Звонецкой, много недостаетъ числа душъ полагаемаго по указамъ для приходской церкви, а такъ же, что оная Звонецкая Преображенская церковь, столь долго простояла безъ освященія, да и не предвидится надежды, чтобы тамошніе прихожане собственнымъ своимъ иждивеніемъ привели ее въ надлежа-щую исправность и послѣ содержать ее могли въ пристойномъ благо-лѣпіи: то и полагаетъ мнѣніе свое упразднить оную церковь на всегда съ отдачею по разобраніи ея подъ присмотръ свѣтской команды, якъ казеннымъ коштомъ состроенную, вещи же церковныя, какія найдутся, взять при описи подъ сохраненіе въ какую либо церковь и потомъ причислить тамошнихъ Звонецкихъ жителей къ Николаевскому смежному приходу по способности; а священника Маліуцкаго чрезъ три года остававшагося безъ приходской церкви и тѣмъ пришедшаго въ крайнее уныніе и убогое состояніе, перевесть на другой какой либо, по разсмо-трѣнію высшей духовной власти, праздный приходъ. Для того обо всемъ таковомъ съ препровожденіемъ репорта бывшаго благочиннаго Шепет-ковскаго и увѣдомленія Земскаго Суда, подлинными оной Консисторіи благопочтенно представляя, предаетъ оное на ея благоразсмотрѣніе и


261

разрѣшеніе и нижайше проситъ снабдить и томъ сіе Правленіе въ резолюцію Его ?мператорскаго Величества указомъ".

Узнавъ о намерѣніи Новороссійскаго духовнаго Правленія закрыть Звонецкую Преображенскую церковь, Новороссійской губерніи вице-губернаторъ Павелъ Невѣровскій въ сообщеніи отъ 19 іюля 1799 года писалъ къ преосвященному Гавріилу: "По имянному Высочайшему Го-сударя ?мператора повелѣнію, въ указѣ Правительствующаго Сената отъ 28-го марта прошедшаго 798 года въ Палату присланномъ прописанному, поселенные генералъ-лейтенантомъ и кавалеромъ Хорватомъ въ деревняхъ Новороссійскаго уѣзда Краснополье `) и Звонецкомъ, казенные крестьяне приняты въ казенное вѣдомство съ выстроенными во оныхъ двумя церквами и церковною утварью; въ первой изъ нихъ происходитъ богослуженіе, а въ послѣдней хотя имѣется священникъ, но такова богослуженія нѣсколько уже времени не открыто. А какъ въ помянутой деревнѣ Звонецкой, за переселеніемъ въ другіе мѣста по недостатку въ селѣ, по числу жителей, земель, числится нынѣ въ наличности муж. 203 и жен. 154, во обще же 357 душъ, кои по не имѣнію въ той церквѣ богослуженія, могутъ чрезъ то уклониться отъ благонравія и не престанутъ тревожиться къ переходу, а тѣмъ уменшится, время отъ времени, число жителей и растроится цѣлое селеніе, которое на весьма выгодномъ мѣстоположеніи и церковь, стоющая нѣсколько для казны тысячъ, можетъ остаться въ опустѣніи: въ отвращеніе чего я, по долгу моему къ интересу казенному, осмѣливаюсь ваше высокопреосвя-щенство покорнѣйше просить о безостановочномъ продолженіи во оной церкви богослуженія, кому слѣдуетъ, дать ваше архипастырское повѣленіе и тѣмъ удержать пользу общую и казенную, ибо сей выстро-енной и уже готовой церкви, въ разсужденіи прикосновенныхъ без-церковныхъ селеній, не будетъ затрудненія въ исправленіи оной, въ чемъ

!) Въ слободѣ Краснопольѣ, при постройкѣ церкви, главными вкладчиками и действу-ющими лицами были—генерала Хорвата повѣренный, коллежскій ассесоръ Лаврентій Астафьевъ и поселяне—?ванъ Герасименко, Тимофей Мельникъ и Кононъ Пухальскій; въ 1795 году они и землю подъ церковь отмежевали и самую церковь устроили.


262



окажется недостатокъ. Повторяя нижайшую мою просьбу, предаю высоко-милостивому уваженію прописанное обстоятельство, яко въ дѣлѣ казен-ный интересъ составляющее".

По сему отношенію, согласно резолюціи преосвященнаго Гавріила, со стороны Епархіальнаго Начальства приняты были всѣ мѣры къ тому, чтобы поскорѣе довершить постройку Звонецкой Преображенской церк-ви, снабдить ее всѣми нужными, священными церковными вещами и затѣмъ, по надлежащемъ приготовленіи освятить ее и открыть къ бого-служенію и священнодѣйствію. Новороссійскій протоіерей Іоаннъ Стани-славскій дѣйствовалъ въ этомъ случае настойчиво и весьма благоразумно, самъ изыскалъ средства для приведенія къ концу всѣхъ работъ по устройству Звонецкой Преображенской церкви и тѣмъ приготовилъ ее къ освященію.

СЕЛО ТР?ТУЗНОЕ.

Село Тритузное, при Днѣпрѣ, довольно многолюдное, съ населеніемъ зажиточнымъ, при одноштатномъ церковномъ причтѣ, находится нынѣ Екатеринославскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

Въ 1740 году, въ славныхъ дачахъ запорожскаго казачества, между многими зимовниками Кайдакской Паланки, былъ, "не далечко отъ Цнепра", зимовникъ отставнаго запорожца, войсковаго старшины Да-нила Трейтузпаго, Тритузпага, обширнѣйшій, богатый и вполнѣ благо-устроенный, со множествомъ землянокъ и мазанокъ. ?стый запоро-жецъ, честный и добродушный, Данило Тритузный своими благо-разумными дѣйствіями и порядками по управленію зимовникомъ скоро собралъ къ себѣ множество "хлопцевъ и наймитовъ". Въ 1750 году на-сельники зимовника Тритузнаго принимали дѣятельное участіе въ постройкѣ церкви села Камянскаго. По уничтоженіи послѣдней Сѣчи запо-


263

рожской, указомъ Новороссійской губернской Канцеляріи зимовникъ Тритузнаго переименованъ въ государственную деревню Тритуз-ную. Въ 1782 году, при составленіи общей переписи народной. въ государственной деревнѣ Тритузной, семейнаго и осѣдлаго народа, изъ поселянъ прежде бывшаго запорожскаго казачества, найдено и въ списки внесено 309 муж. и 278 душъ женскаго пола.

Въ 1784 году жители деревни Тритузной рѣшились, согласно общему желанію и намѣренію поселянъ, устроить у себя церковь; для этого, согласно общему выбору, избравъ изъ среды себя Клима Горбенка, Степана Гайдаренка и ?вана Повстяного довѣренными отъ всего об-щества, они поручили имъ нести всѣ труды и заботы по сему дѣлу. До-вѣренные отъ общества, немедленно приступивъ къ дѣлу, при содѣй-ствіи губернской Канцеляріи и межевой экспедиціи, отмежевали изъ своей общественной дачи 120 десятинъ земли для причта будущей Тритузновской церкви, на собранныя и пожертвованныя деньги загото-вили достаточное количество матеріала для постройки церкви и, препроводивъ прошеніе къ преосвященному, просили Екатеринослав-скаго Намѣстничества правителя г. Синельникова исходатайствовать имъ у него разрѣшеніе и благословеніе на постройку въ слободѣ Тритуз-ной деревянной церкви во имя святаго Николая Чудотворца. По сему случаю Синельниковъ отъ 7-го сентября 1785 года за № 2187 писалъ къ преосвященному Никифору, архіепископу Славенскому и Херсонскому: "Екатеринославскаго уѣзда села Тритузнаго государственные поселяне, желая сооружить въ ономъ селѣ новую деревянную церковь во имя святаго Николая Чудотворца, къ чему уже и матеріалы имѣютъ изготов-ленные и мастеровъ договорили,—просили меня сообщить вашему высокопреосвященству о дозволеніи устроить означенную церковь. Пре-провождая у сего планъ отмежеванной земли на содержаніе въ томъ мѣстѣ священно и церковнослужителей, вашего высокопреосвященства покорнѣйше прошу о сооруженіи въ означенномъ селѣ Тритузномъ церкви свято-Николаевской преподать ваше архипастырское благословеніе"... А по-


264

селяне Тритузновскіе въ прошеніи къ тому же преосвященному писали: "Слобода наша Тритузнова населена бывшихъ запорожскихъ мѣстъ людьми, въ коей нынѣ имѣется приходскихъ дворовъ 107; за неимѣніемъ въ ней церкви, оная принадлежала приходомъ къ состоящей въ восьми верстахъ села Камянскаго Рождество-Богородичной церкви; прошлагожъ 778 года, августа 4-го дня по поданному отъ насъ антецессору вашего пре-освященства, преосвященному Евгенію, архіепископу бывшему Сла-венскому доношенію, въ силѣ учиненной его преосвященствомъ резо-люціи, посланнымъ изъ походной его преосвященства конторы въ Славен-ское, что нынѣ Екатеринославское, духовное Правленіе указомъ велѣно, въ разсужденіи далекаго оной нашей слободы Тритузновой отъ Камян-скаго прихода разстоянія, принадлежать села Карнауховки къ состоящей въ пяти верстахъ Варваринской церкви, къ коей и понынѣ принадлежимъ. А какъ мы вознамѣрились въ оной нашей слободѣ Тритузновой постро-ить вновь, во именованіе святителя Христова Николая, церковь, на по-стройку которой пріуготовлено уже нами дерева колодъ 180 рѣзаныхъ и денегъ 110 рублей, данныхъ той же слободы Тритузновой поселяниномъ Іосифомъ Норохою, имѣемъ, въ чемъ данная отъ него росписка къ сему прошенію прилагается; сверхъ же того, и собранныхъ отъ Тритузновскихъ прихожанъ сто рублей въ наличности имѣется; къ построенію оной церкви мастеръ нами приговоренъ, и никакого не достатка къ построенію оной церкви не будетъ; земли для священно и церковнослужителей 120 десятинъ отведено, на которую планъ при сообщеніи къ вашему преосвященству отъ его превосходительства г. генералъ-маіора и кавалера Екатеринослав-скаго Намѣстничества правителя ?вана Максимовича Синельникова представленъ; по состроеніижъ оной новой Николаевской церкви, что она какъ просфорами, виномъ, свѣчами, ладаномъ и прочимъ снабдѣваема будетъ, и обязательство въ семъ въ Екатеринославское духовное Правленіе отъ себя дали: для того вашего преосвященства нижайше просимъ—о дозволеніи въ показанной нашей слободѣ Тритузновой вновь Николаев-скую церковь заложить—учинить милостивую архипастырскую резолюцію".


265

По разсмотрѣніи всѣхъ этихъ бумагъ и относящихся къ дѣлу спра-вокъ, Славенская духовная Консисторія опредѣленіемъ своимъ поста-новила дозволить въ государственной слободѣ Тритузной устроить новую деревянную церковь во имя святаго Николая Чудотворца. 13-го сентября 1785 года выдана была храмозданная благословительная грамота на закладку и сооруженіе церквн; а 2-го ноября того же 1785 года Екатеринославскій протопопъ Феодоръ Фомичъ соборнѣ, по церковному чиноположенію, освятилъ мѣсто подъ церковь и положилъ закладку на сооруженіе оной. Доношеніемъ отъ 7-го сентября 1787 года Екатерино-славское духовное Правленіе представляло преосвященному Амвросію, архіепископу Екатеринославскому и Херсонисо-Таврическому, что зало-женная къ сооруженію въ государственной слободѣ Тритузной деревянная Свято-Николаевская церковь постройками и производствомъ работъ нынѣ совершенно окончена, церковными утварьми и священными облаче-ніями, книгами, иконами и колоколами снабжена достаточно и всѣми потребностьми ко освященію вполнѣ пріуготовлена; а потому Правленіе просило преосвященнаго выдать благословительную грамоту на освя-щеніе новосооруженной въ слободѣ Тритузной Свято-Николаевской церк-ви и освященный антиминсъ, для совершенія въ ней богослуженій и священнодѣйствій. На основаніи сего доношенія разрѣшено освятить новоустроенную Тритузновскую церковь. 18-го сентября 1787 года Три-тузновскому священнику Іереміи Леонтовичу выданы были благослови-тельная грамота и святый антиминсъ; а 23-го октября того же 1787 года Екатеринославскаго духовнаго Правленія присутствующій, свя-щенникъ Кодратъ Сѣверскій соборнѣ, по церковному чиноположенію, въ государственной слободѣ Тритузной освятилъ новоустроенную Свято-Николаевскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.


266

СЕЛО ТАРАМСКОЕ.

Село Тарамское, у самаго Днѣпра, на правой сторонѣ по теченію его, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, состоитъ Екатерино-славскаго уѣзда въ 1-мъ благочинническомъ округѣ*.

"Балка Козырева" у Днѣпра, въ нынѣшнемъ приходѣ Тарам-скомъ,—старинное запорожское займище; въ 1704 году оно значится въ числѣ населенныхъ мѣстностей запорожскаго казачества. Здѣсь зимовниками сидели Новокайдакской Паланки войсковые старшины съ своими хлопцами-малюками и съ своею челядью.

Въ 1764 году, по распоряженію Новороссійской губернской Канцеляріи, урочище Тарамское при балкѣ Козыревой, у Днѣпра, объявлено и переименовано было въ государствеппую воинскую слободу. Довольные симъ мѣстные запорожцы немедленно начали стягивать сюда со всѣхъ сторонъ своихъ близкихъ кровныхъ, родныхъ и знакомыхъ,—народъ семейный и осѣдлый. Въ 1782 году, при составленіи общей народной переписи, въ государственной воинской деревнѣ Тарамской найдено и въ списки внесено постоянныхъ осѣдлыхъ жителей муж. 258 и жен. 246 душъ. Съ теченіемъ времени число жителей въ государственной, казенной слободѣ Тарамской еще болѣе увеличилось выходцами,—переселенцами изъ Екатеринослава 1-го, изъ Новаго Кайдака и изъ Екатеринослава 2-го.

Въ концѣ 1791 года жители казенной слободы Тарамской, со-гласно желанію всего общества, начали хлопотать о построеніи въ своей слободѣ церкви во имя Покрова Божіей Матери и объ открытіи у себя самостоятельнаго прихода. Для этого, купивъ въ городѣ Новомъ Кайдакѣ готовое, прочное и крѣпкое, церковное зданіе,—придѣльный храмъ Новокайдакской Николаевской церкви и чрезъ Межевую Экспедицію отмежевавъ изъ общественной дачи 120 десятинъ земли для причта будущаго прихода, уполномоченные Тарамскаго общества чрезъ посредство правителя Екатеринослав-


267

скаго Намѣстничества исходатайствовали разрѣшеніе и благословѣніе Епархіальнаго Начальства на постройку означенной церкви.

Екатеринославское духовное Правленіе репортомъ отъ 4-го октября 1794 года представляло преосвященному Гавріилу: "Минувшаго августа 14-го села Тарамскаго священникъ Лебедь, ктиторы и прихожане по-даннымъ въ сіе Правленіе репортомъ донесли, что вновъ строющаяся въ томъ ихъ селеніи Покровская церковь строеніемъ совсѣмъ уже окончена, иконостасъ, написанный иконописною работою, поставленъ, книгами, сосудами, священными облаченіями снабдѣна, и во освященіи пре-пятствій не будетъ,—и просили о освященіи оной и о испрошеніи освя-щеннаго антиминса, куда слѣдуетъ, учинить отъ сего Правленія представленіе. По учиненномужъ въ семъ Правленіи тогожъ числа жур-налу, даннымъ присутствующему, священнику Мартынову указомъ велѣно освидѣтельствовать вышеписанную церковь и что во оной найтись можетъ, всему тому сдѣлавъ опись, прислать въ сіе Правленіе. На который указъ минувшаго сентября 25-го дня священникъ Мартыновъ таковую опись при репортѣ представляя, доноситъ, что во освященіи той церкви никакого препятствія не будетъ. Для того вашему высокопре-освященству Екатеринославское духовное Правленіе, съ приложеніемъ въ оригиналѣ означенной описи, представляетъ и проситъ о освященіи вышеписанной Покровской церкви и о выдачѣ освященнаго антиминса, кому слѣдуетъ, дать ваше архипастырское повелѣніе". По сему репорту преосвященный Гавріилъ, митрополитъ Екатеринославскій, резолюціею отъ 15-го октября 1794 года благословилъ протоіерею Іоанну Станислав-скому въ селѣ Тарамскомъ освятить новоустроенную Покровскую церковь и разрѣшилъ выдать для этого новый освященный антиминсъ. 15-го того-же октября выданъ святый антиминсъ и отправленъ изъ Консисторіи въ Екатеринославское духовное Правленіе указъ объ освященіи церкви; а 4-го ноября 1794 года Екатеринославскій протоіерей Іоаннъ Станиславскій соборнѣ, по церковному надлежащему чинополо-женію, въ селѣ Тарамскомъ освятилъ новосооруженную Покровскую церковь и открылъ въ ней богослуженіе и священнодѣйствіе.


268

СЛОБОДА СУЛ?ЦКО-Л?МАНСКАЯ.

Слобода Сулицколиманская, при Днѣпровскомъ Сулицкомъ лиманѣ, многолюдная, съ одноштатнымъ церковнымъ причтомъ, состоитъ Екате-ринославскаго уѣзда въ 3-мъ благочинническомъ округѣ.

Мѣстность эта, ближайшая къ Чертомлыку и къ послѣдней Сѣчи запорожской, около 1778 года, на значительномъ пространствѣ околич-ной земли, поступила въ ранговую дачу сенатору, тайному совѣт-нику Николаю ?вановичу Неплюеву. На пріобрѣтенномъ участкѣ земли основавъ слободу и, согласно правиламъ ранговой дачи, заселивъ ее, по возможности, народомъ семейнымъ и осѣдлымъ, старикъ Неплюевъ всю судьбу и дальнѣйшее благоустроеніе своей слободы предоставилъ сыну своему ?вану Николаевичу Неплюеву. Занятый дѣлами службы, молодой Неплюевъ не входилъ и не имѣлъ времени вникать въ поло-женіе своей слободы и въ житейскія нужды своихъ поселянъ; а потому развитіе и благоустроеніе слободы Сулицколиманской шло вообще тихо, вяло и медленно.

Уполномоченный генералъ-маіора ?вана Николаевича Неплюева, штаба его адъютантъ ?ванъ Красовскій 3-го марта 1794 года предста-вилъ преосвященному Гавріилу прошеніе, въ коемъ писалъ: "Его превос-ходительсгва г. генералъ-маіора, Кіевскаго конноегерскаго полка шефа, Минской губерніи губернатора ?вана Николаевича Неплюева деревня Сулицколиманская состоитъ Екатеринославскаго Намѣстничества и уѣзда при р. Днѣпрѣ и Чертомлыку; земли подъ оною 24 тысячи деся-тинъ; дворовъ въ деревнѣ 83, а хозяевъ 102 муж., а жен. до 400 душъ; приходомъ причислена къ мѣстечку Никополю, разстояніемъ отъ сло-боды въ 8-ми верстахъ. Но какъ оное разстояніе не близкое и крестья-намъ, зимнимъ чрезъ стужи, а веснянымъ временемъ за росталью рѣкъ, по большому наводненію, имѣть проходъ къ церквамъ и священ-никамъ, а такъ же и симъ послѣднимъ ѣздить къ обывателямъ крайне


269

невозможно; почему лишаются люди слушанія церковнаго отправленія и не рѣдко умираютъ безъ исповѣди и пріобщенія святыхъ таинъ, а родившіеся младенцы безъ крещенія: то его превосходительство, видѣвъ сіи неудобства, въ отвращеніе оныхъ расположенъ въ сей деревнѣ собствен-нымъ своимъ коштомъ сооружить церковь во имя св. великомученницы Варвары, на что и потребные матеріалы уже приготовлены. Земли жъ подъ постройку оной и долженствующей быть около нея ограды, для священника и причетниковъ церковныхъ на поселеніе, хлѣбопашество и на сѣнокосъ 120 десятинъ въ надлежащее время выдѣлено и правными сдѣлками утверждено быть имѣетъ; и сверхъ того священнику поль-зоваться отъ прихожанъ таковыми доходами, на какомъ основаніи онъ съ ними условіе заключитъ; а ктому и въ жалованье каждый годъ по 30 рублей денегъ отъ экономіи отпускаемо будетъ; да и для церкви, по окончаніи наружною состройкою и внутренними всѣми потребностями, воскъ, ладанъ и вино имѣетъ доставляться навсегда безпрерывно. Какъ же ныне упоминаемой генералъ Неплюевъ, по Высочайшему опредѣленію, нахо-дится въ той новопріобрѣтенной Минской губерніи въ отправленіи должности и просить у вашего высокопреосвященства благословенія на таковое сооруженіе церкви не имѣетъ свободы, я жъ отъ него, г. Неплюева, уполномоченъ во всѣхъ его владеніяхъ имѣть полное распоряженіе, то вслѣдствіе того уполномочія вашему высокопреосвященству о семъ представляя, прошу покорнѣйше экономіи его превосходительства соору-жить церковь въ деревнѣ Сулицколиманской своимъ архипастырскимъ благословеніемъ дозволить".

По сему прошенію преосвященный Гавріиль резолюціею отъ 7-го марта 1794 года велѣлъ объявить просителю, что когда указное число дворовъ въ деревнѣ и душъ будетъ полное и когда планъ на подцерковную землю пред-ставленъ будетъ; тогда безъ замедленія дано будетъ и разрѣшеніе на со-оруженіе церкви. Хожденія по сему дѣлу болѣе не было; а потому въ де-кабрѣ 1799 года всякая переписка по нему прекращена и сдана въ архивъ.



Яндекс цитирования

Рассылки Subscribe.Ru
Генеалогическое древо семьи