У органов ЗАГС давняя и богатая история. В дореволюционной России все записи актов гражданского состояния были возложены на церковь. Церковные служители проводили церковные обряды и производили в метрических книгах записи о рождении, браке, смерти.
Впервые такие записи были введены в 1722, когда Петр I установил обязательную регистрацию рождения у православного населения.
В нашей стране образование ЗАГСов, т.е. учреждений записи актов гражданского состояния - инициатива советской власти. Государственные органы записи актов гражданского состояния были созданы в 1917 году. Их история тесно связана с историей развития семейного законодательства России, так как работа любого органа ЗАГС как государственного правового учреждения во все времена прежде всего основывалась на действующем законодательстве.
18 декабря 1917 года был подписан декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния».
Декрет провозглашал, что Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки, а церковный брак наряду с обязательным гражданским является частным делом брачующихся. Церковь была отстранена от ведения брачно-семейных дел, юридические последствия признавались лишь за браком, зарегистрированным в государственных органах. Таким образом, день 18 декабря 1917 года стал днем рождения органов записи актов гражданского состояния России.
Вслед за первым декретом 19 декабря 1917 года был принят декрет «О расторжении брака», который включал в себя принципиально важные для того времени вопросы, касающиеся развода.
4 января 1918 года для проведения в жизнь декрета «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» была издана Инструкция, утвердившая создание Отделов записей браков и рождений при волостных, уездных и городских управах, определившая их основные цели и задачи.
16 сентября 1918 года состоялось принятие первого семейного кодекса под названием «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», который действовал до 1926 года. Новый кодекс был следствием первых декретов, но уже более тщательно и всесторонне, чем первые декреты, регламентировал весь комплекс вопросов семейно-брачных отношений.
Согласно статье 2 кодекса сеть органов ЗАГС состояла из окружных и местных Отделов ЗАГС при волостных, городских и районных органах управления. Общее руководство осуществлял Центральный Отдел записей актов гражданского состояния.
19 ноября 1926 года был принят «Кодекс законов о браке, семье и опеке», введенный в действие с 1 января 1927 года. Он закрепил и развил революционные преобразования в брачно-семейном законодательстве. От прежнего этот кодекс отличался большим объемом в связи с расширением ранее действовавших правовых норм и введением новых. Обновленный семейный кодекс просуществовал до 1969 года.
В 1968 году началась активная работа по подготовке нового, третьего по счету, семейного кодекса, который был утвержден 30 июля 1969 года и назывался «Кодекс о браке и семье РСФСР». Кодекс 1969 года отличался от прежних более четкими и одновременно емкими формулировками, дававшими больше простора для защиты нарушаемых прав членов семьи, особенно несовершеннолетних. Намного меньше стало белых пятен, затрудняющих регулирование семейных отношений. Данным кодексом органы ЗАГС руководствовались в своей работе до 1997 года.
29 декабря 1995 года был принят Семейный кодекс Российской Федерации, а 15 ноября 1997 года - Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", в соответствии с которыми сегодня органы ЗАГС России регистрируют акты гражданского состояния.
Важнейшим положением закона "Об актах гражданского состояния" является принцип государственного регулирования вопросов, связанных с действиями граждан или событиями, влияющими на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан посредством регистрации актов гражданского состояния в государственных органах ЗАГС от имени Российской Федерации. В законе определено, что образование и деятельность органов ЗАГС на территории субъектов Российской Федерации решаются субъектами РФ самостоятельно на основании настоящего Федерального закона и что координацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
|